На Московской Международной книжной выставке-ярмарке Наталья Солженицына специально разыскала авторов и издателя книги "Жизнь пророка Мухаммада", получившей звание "Книги года", чтоб сказать, что это одна из достойнейших работ.
В Отчетном докладе Президиума РАН его назвали "выдающимся свершением отечественной науки последнего времени" и торжественно вручили премьер-министру как символ своих достижений. С одним из авторов профессором Тауфиком Ибрагимом, арабом, сирийцем по происхождению, в 1966 году приехавшем в Москву на учебу, оставшемся здесь жить- наш разговор о неожиданном исламе.
Российская газета: Как и почему возникла идея написать эту книгу?
Тауфик Ибрагим: Еще в начале 90-х мы с кандидатом философских наук, старшим научным сотрудником института философии РАН Натальей Валерьевной Ефремовой задумали трилогию о мусульманском взгляде на историю. Первый том мы подготовили за 1,5 года. На второй ушло 15 лет. Быстрой работе мешало наше желание все детально исследовать. И мы очень долго мучились, ища ответ на вопрос: как, сохранив академический стиль, сделать текст, который можно читать перед сном. Ведь студентам мусульманских учебных заведений нужны первоисточники, а широкую аудиторию интересует облик пророка, его домашний быт и окружающие нравы.
РГ: Что для вас было самым сложным?
Ибрагим: Те, кто создавали арабские тексты, положенные в основу нашей книги, не думали, что когда-то в России соберутся их читать. А мы, несмотря на это, должны были добиться перевода научно адекватного, точного по отношению к первоисточникам, и представляющего интерес для представителей другой культуры. Мы не старались, чтобы пророк Мухаммад выглядел более симпатичным, а ислам более приятным. Мы старались давать сведения о нем объективно и во всей полноте. Без своих точки зрения и интерпретации, только классическое мусульманское видение жизни пророка. Но при этом из нашей книги так ясно видно, например, что пророк никогда не организовал ни одного военного мероприятия в агрессивных целях и в целях распространения религии. Как исследователь и как мусульманин, я считаю, что Коран послание , адресованное будущему. Кто посмотрит на Коран свежим взглядом, как когда-то русский философ Владимир Соловьев, тот, я думаю, найдет в нем глубокие и интересные идеи.
РГ: 15 лет работая над книгой, вы для себя делали открытия?
Ибрагим: Да, и они связаны с чертами пророка как человека. Он, например, соревнуясь, бегал с супругой наперегонки. Был скромным. Далеким от всякого формализма. Обладал чувством юмора. В книге есть текст о том, как он шутил. Пророк не считал, что богооткровение и религия должны регулировать повседневность. Поэтому и не назначил преемника. Оставил на выбор. Мучительный, между прочим, был выбор. Но в этом и весь смысл. Бог дал нам свободу и разум.
РГ: Российское исламоведение когда-то было одним из лучших в мире.
Ибрагим: Исламоведение в России до революции были одними из сильнейших в мире. Что-то сохранилось и при Советской власти. Она хоть и боролась с религией, но уделяла внимание арабистике. Сейчас дела обстоят неважно. Наше поколение уходит. Смены нет. Традиция гибнет. Знаменитые "школа Бартольда", "школа Крачковского" уже погибли. Дореволюционная татарская школа богословия была одной из самых передовых в мусульманском мире. Сегодняшний министр религиозных дел Турции - ученик знаменитого представителя этой школы Мусы Бигиева. Сейчас Россия выглядит в этом смысле как страна упущенных возможностей.