Вслед за армейскими экологами и журналистами погон могут лишиться военные финансисты.
Как стало известно корреспонденту "РГ", в этом году в Вооруженных силах планируют сократить несколько сотен "экономических" должностей. Под секвестр попадут все финансовые отделы и службы воинских частей, соединений, а также профильные управления округов и флотов. Упразднение грозит не только военным, но и гражданским бухгалтерам.
Наступление на "денежные" штаты в минобороны объясняют тремя причинами. Первая связана с повсеместным введением в армии безналичных расчетов. Времена, когда начфин имел под рукой сейф с рублями, уходят в прошлое. Средства на боевую подготовку, организацию жизни и службы личного состава, хозяйственную деятельность частей и решение других вопросов в гарнизоны перечислять больше не станут. Все, что необходимо бригадам и дивизиям, по заявкам командиров будут закупать централизованно. А денежное довольствие военнослужащим и зарплату гражданскому персоналу - перечислять на пластиковые карты владельцев.
Строго говоря, эта практика не нова. Скажем, в министерстве обороны, главкоматах видов и штабах родов войск, во многих крупных гарнизонах люди давно пользуются банкоматами. С нынешнего года получение денег в кассе воинской части должно прекратиться вовсе. Сами кассы закроют - как говорят в военном ведомстве, за ненадобностью.
Кто же будет вести бухучет, начислять и переводить средства военным? Ответ на этот вопрос надо искать в новой вертикали финансовых органов Вооруженных сил. После ликвидации так называемых промежуточных структур она станет двух- , а в некоторых случаях - трехуровневой. Главным аккумулятором и распорядителем армейских средств по-прежнему останется минобороны. Но в воинские части деньги станут попадать не по привычной цепочке: Москва - округ - армия - бригада, а через территориальные финансовые органы военного ведомства. Предположительно по всей России их сформируют четыре с половиной десятка. Какие-то будут действовать в границах федеральных округов, другие охватят несколько областей, республик и краев. Все зависит от количества воинских частей в данном регионе.
Руководители территориальных отделов или центров заключат договора с командирами частей, после чего возьмут на себя их бухгалтерскую ношу и финансово-экономические контакты с минобороны. К примеру, для того чтобы офицерам бригады вовремя пересчитали денежное довольствие после присвоения новых званий или повышения должностей, комбригу придется переслать копии соответствующих приказов в территориальный финансовый орган. Все остальные хлопоты лягут уже на него. Кстати говоря, на работу в эти отделы и центры примут только гражданских специалистов.
В оборонном ведомстве надеются, что система безналичных расчетов и упразднение военных финансовых служб помогут сократить путь денег от казны до получателя. А еще - свести к минимуму коррупцию и воровство бюджетных средств в воинских частях. Кроме того, новая схема сулит немалую экономию, поскольку с ее введением минобороны не придется содержать войсковые бухгалтерии. Когда в 2006 году эту систему экспериментально обкатали в Приволжско-Уральском военном округе, экономический эффект составил 4,5 миллиона рублей.
Полностью перейти на безналичный расчет армейское руководство надеется с апреля, а ликвидировать в войсках ведомственные финорганы - к концу нынешнего года. Но прежде авторам нововведений нужно просчитать все подводные камни проекта. В частности, понять, по какой схеме в бригадах и дивизиях финансировать срочные командировки военнослужащих.
Что же касается борьбы с воровством и коррупцией, в минобороны прекрасно понимают, что положить конец таким преступлениям в армии пока не может ни одна экономическая схема. Лучшее подтверждение тому - участившиеся случаи поборов с офицерских премий. Когда человек вынужден давать командиру "на лапу", без разницы, какие деньги у него отнимают - полученные в кассе или снятые в банкомате.