17.01.2011 00:57
Власть

Госдума продлила процедуру ратификации нового Договора о СНВ

Госдума продлила процедуру ратификации нового Договора о СНВ
Текст:  Тамара Шкель
Российская газета - Федеральный выпуск: №6 (5382)
Читать на сайте RG.RU

Законопроект о ратификации российско-американского Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных  вооружений успешно прошел второе чтение в нижней палате российского парламента.

Депутаты Госдумы не зря взяли трехнедельный тайм-аут, нарушив стандартную процедуру, которая обычно укладывалась в один день. Думцам потребовалось время, чтобы внимательно изучить резолюцию американских сенаторов, ратифицировавших договор в декабре, и подготовить на нее адекватный ответ.  Со своей задачей российские парламентарии справились, полностью переписав ко второму чтению  законопроект о ратификации, где вместо одной появилось  шесть статей. Правка, по словам председателя Комитета Госдумы по международным делам Константина Косачева, носила "не технический, а сущностный характер". Изначальная редакция текста представляла собой традиционную формулировку - ратифицировать внесенный международный договор. Она, естественно, сохранилась и в исправленном варианте. А вот во второй статье выдвигаются условия, при соблюдении которых Россия готова реализовывать  договор. Это "поддержание потенциала стратегических ядерных сил страны на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности, а также их боеготовности  при любом развитии стратегической обстановки", учет взаимосвязи между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями.

Госдума и Совет Федерации будет участвовать и в обсуждении вопроса о выходе России из договора. Такая ситуация возможна в исключительных, чрезвычайных обстоятельствах - например, в случае нарушения Соединенными Штатами Америки своих обязательств по этому договору. Или если США, другие государства станут развертывать систему противоракетной обороны, способную существенно снизить эффективность стратегических ядерных сил России, или предпринимать иные шаги, создающие угрозу национальной безопасности нашей страны. Одна из статей законопроекта определяет порядок действий российских ветвей власти, если такие исключительные обстоятельства появляются. "Здесь речь идет о системе двух ключей, - уточнил  Косачев, - когда соответствующая инициатива о выходе из договора может исходить как от президента Российской Федерации, так и от палат Федерального Собрания". Отреагировали депутаты Госдумы и на предложение американских сенаторов своему президенту в течение года приложить усилия к тому, чтобы начать с Россией новые переговоры о тактическом ядерном оружии. "Наша позиция на этот счет известна, - заявил Косачев, - она заключается в том, что любые последующие решения возможны только после того, как мы убедимся в жизнеспособности и реализуемости нового Договора СНВ".

Большинство народных избранников посчитали ратификационную "грамоту", подготовленную думским профильным комитетом совместно с представителями российского МИДа и минобороны, правильной. В сомнениях продолжала пребывать только фракция КПРФ.  Коммунисты считали, что в поправке к законопроекту "не прописано никаких конкретных параметров" для поддержания стратегических ядерных сил России на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности. "Фактически идет  речь о том, что будут ликвидироваться наши стратегические средства", - заметил Анатолий Локоть. "Договор еще не вступил в силу, а нам уже недвусмысленно угрожают, причем по вопросам, не имеющим никакого отношения к СНВ. Остается только догадываться, что же с нами будут вытворять, когда мы снизим потолки боезапасов и над нами подвесят "зонтик" ПРО? Ведь уже всем ясно, что развитие этой системы проводится не против Северной Кореи и Ирана", - негодовал Леонид Калашников.

"Мы ни одной единицы резать не будем", - в который уже раз объяснял думцам министр обороны Анатолий Сердюков. По его утверждению, "по всем параметрам  в части даже пусковых установок мы достигнем уровня, который заложен в договоре, только к 2028 году, а по боезарядам выйдем на обусловленный уровень к 2018 году". Министр иностранных дел Сергей Лавров напомнил, что в договоре закреплена взаимосвязь СНВ и ПРО, "разрыв которой вынудит нас задействовать статью договора, предусматривающую выход из него государства, которое ощущает себя с точки зрения безопасности ущемленным". И, конечно же, реакции требует отношение американских сенаторов к неядерным стратегическим вооружениям.  "Любые новые виды неядерных стратегических вооружений могут согласовываться только в рамках двусторонней консультативной комиссии. Это черным по белому написано в договоре", - заявил Лавров.

У лидера думских "справороссов" Николая Левичева были сомнения другого рода: "Правильно ли мы делаем, голосуя за эту поправку, учитывая не только военно-стратегическое, но и международно-политическое, и гуманистическое значение договора, который в случае выполнения даст надежду каждому человеку на этой планете на то, что апокалипсис или попросту конец света, который может быть сотворен человеческими руками, отодвигается на неопределенное время?" Константин Косачев подтвердил, что новый Договор СНВ действительно имеет огромное значение с точки зрения безопасности и стабильности в мире, с учетом того, что Россия и США контролируют 90 процентов военного ядерного потенциала, существующего на земном шаре. С 1972 года, когда был заключен первый в истории советско-американский договор о СНВ, "разоруженческие" инициативы принимались еще не раз. Но страны в промежутке между ними успевали вооружаться быстрее, чем это предусматривали договоренности. "Сейчас мы впервые уходим на предстартовые уровни", - сказал Косачев.

Депутаты отложили на десять дней - до 25 января - окончательное, третье чтение законопроекта о ратификации нового Договора СНВ. Кроме самого ратификационного документа в рамках третьего чтения Госдума намерена принять еще два специальных заявления по этому поводу.

Внешняя политика Госдума