События в Тунисе наводят на размышления - политический кризис разразился в стране, до последнего времени официально следовавшей в русле так называемой третьей волны демократизации.
Начало этой волны относится к 70-м годам прошлого века, когда практики и теоретики модернизации пересмотрели свою точку зрения о несовместимости демократии с "восточными" режимами. И подтверждением этого нового взгляда стал как раз Тунис. Там в 1987 году несменяемый президент Хабиб Бургиба был сменен генералом бен Али, который на днях бежал из страны, охваченной народными волнениями. А ведь проводимая им неспешная "направляемая демократия" казалась режимом стабильным. Тунис действительно на фоне североафриканских соседей выглядел даже процветающим.
Во всяком случае, экономика страны демонстрировала приличные макроэкономические показатели, и развивался даже частный сектор. Исламская оппозиция оказалась вытесненной на политическую обочину: Тунис - светское государство. Тунис официально в союзе с западными странами выступал против "Аль-Каиды". В стране не практиковали публичных казней и кровавых репрессий против оппозиции. В политический оборот вошел даже термин "бенализм" в качестве обозначения постепенной и успешной демократизации, направляемой сверху.
На деле эта демократизация в Тунисе оказалась поверхностной. В стране поддерживалась лишь видимость плюрализма - оппозиционные партии там работали под контролем властей. Суд был независим только формально - исход процессов, прежде всего политических, определялся априорно на самом верху. Регулировались и средства массовой информации. А борьба с угрозой исламизма позволила бен Али провести в 2002 году референдум, который вернул в Тунис принцип "несменяемости" президента.
И теперь оказалось, что законно "несменяемый" бен Али в течение 23 лет своего правления так "направлял" тунисскую "демократию", что выстроил коррумпированный авторитаризм. О либерализации 1987-1989 годов забыли, практически бен Али стал возрождать режим свергнутого Бургибы. Удивительно, но все это - на глазах самого образованного населения среди стран Северной Африки, на культуру которого существенное влияние продолжает оказывать богатая демократическими традициями Франция!
Разумеется, "несимпатичные" особенности "направляемой демократии" бен Али были известны. Но западные эксперты не концентрировали на них внимание - недостатки режима компенсировались его политической стабильностью, что выгодно отличало Тунис от того же соседнего Алжира. Но вот народ вышел на улицы, а бен Али бежал. И теперь эксперты заговорили о новой революции в Тунисе. Это действительно похоже на революцию. Поначалу митингующие темпераментно возмущались коррупцией и безработицей. Но социальные требования быстро сменились требованиями политическими, направленными против "несменяемого президента".
Волнениям сопутствовали все привходящие массовым беспорядкам обстоятельства - бегство заключенных из тюрьмы, стычки с полицией и армейскими соединениями, грабежи магазинов и квартир. Гражданам приходится возводить баррикады, создавать отряды самообороны, действует комендантский час и прочее. Племянник жены бежавшего президента умер от ножевых ран, полученных, по одной из версий, в результате "разборки" с бывшим деловым партнером. Жена и некоторые родственники президента улетели следом за бен Али в ОАЭ. А тех, кто не успел убежать, начали арестовывать вместе с приближенными бывшего главы Туниса.
Понятно, что беспорядки пойдут на убыль и скоро закончатся. Вопрос в том, что будет дальше. Надо полагать, политический процесс приведет к свободным выборам. Возражений против такого хода событий вроде бы нет, если забыть, что результаты таких выборов в ряде арабских стран напрочь срывали зачатки каких-либо модернизационных процессов.
Например, в Алжире в 80-х годах на выборах победили исламисты, и режим в стране был спасен только жестким вмешательством армии. Выборы в Палестинской автономии 2005 года привели к власти ХАМАС, и Палестина разделилась на исламистскую Газу и Западный берег реки Иордан. Надо ли говорить, что это разделение - одно из препятствий ближневосточного урегулирования. Режим бен Али сумел вывести из тунисской политики исламистов из Движения исламской направленности или партии "Ан-Нахда" с февраля 1989 года. Именно тогда в стране отмечался рост исламистских настроений. После выборов в том же году эта партия объявила их результаты подтасованными. После чего институты "Ан-Нахда" были уничтожены. Однако характерные для всех стран исламского мира угрозы со стороны исламистских сил сохраняются и в Тунисе. Просто до сих пор активность этих сил сдерживалась социально-экономической стабильностью. А ей пришел конец. Исламисты же мобильны, а их принадлежность к тому или иному государству условна. Во всяком случае, бежавший в середине 90-х годов в Лондон лидер "Ан-Нахда" Рашид Ганнуши уже заявил о намерении вернуться в Тунис. Северная Африка чрезвычайно тесно экономически и политически связана с Европейским Союзом. При всех издержках Тунис до последнего времени был лидером модернизации в этом регионе и в арабском мире в целом. Поэтому важно, чтобы в результате выборов к власти в Тунисе не пришли исламисты. А есть и другая опасность - новая власть, подчиняясь народному гневу, может уничтожить все наследие павшего режима, включая и бесспорные модернизационные элементы. Сегодня нужна не только ответственность тунисского политического класса, но и международная поддержка ввергнутой в кризис стране. Модернизация в арабских и африканских государствах без такой поддержки часто оказываются под угрозой. Хотелось бы надеяться, что ООН, ОБСЕ, Совет Европы проявят активность и настойчивость, чтобы политический процесс в Тунисе, стратегически важной стране Северной Африки, пошел в цивилизованном русле. Надо ли говорить, что причины кризиса в Тунисе должны стать предметом тщательного изучения и экспертным сообществом России.