Россия испокон веков славится во всем мире не только медведями, водкой и матрешками, но и русскими валенками. Однако сегодня предприятия, выпускающие этот истинно национальный вид обуви, можно пересчитать по пальцам. Корреспондент "РГ" побывал на сапоговаляльной фабрике в Ельце, где удалось сохранить старинное ремесло, и выяснил, что "настоящий русский валенок - это только шерсть, вода и труд".
Когда работа кипит
У каждой фабрики своя технология изготовления валенок. В Ельце их до сих пор валяют старинным способом, на 80 процентов используя ручной труд. В производстве только две машины - шерстобитная, на которой расчесывают шерсть, и катальная - через нее пропускается основа валенка.
Обувь готовят пять суток. Процесс начинается с пункта приема сырья, который обслуживают двое рабочих в респираторных масках. Повсюду натуральная шерсть, и с непривычки острый овечий запах перехватывает дыхание. С помощью чесального станка ворохи сырья здесь превращают в тонкое мягкое полотно.
Далее за дело принимаются основальщицы. Их задача - вылепить из этого полотна форму валенка. Шерстяными пластинами они обертывают лекала и вручную разглаживают комочки. Важно обработать каждый, иначе валенок получится с дефектом. Готовые основы пропускают через катальную машину, а затем отдают валяльщикам.
В их цеху работа в буквальном смысле слова кипит. Столбом стоит пар, а под ногами кипяток - и даже в крепкий мороз приходится трудиться по пояс раздетыми. Здесь нужны исключительно мужчины, ведь чтобы свалять валенок требуются недюжинная сила и выносливость. А после того, как основы обдали паром и старательно отбили со всех сторон, их натягивают на колоды и сушат. Все - валенки готовы, остается только подобрать каждому пару и определить размеры.
Валять династией
В производстве валенок задействовано 25 человек. Самому старшему сотруднику фабрики - 50 лет, самому молодому - 25, средний возраст - около сорока. Многие работают династиями.
У основальщицы Татьяны Зацепилиной на фабрике всю жизнь работали родители.
- Я здесь с ними все детство провела, - рассказывает она. - Из садика на фабрику к маме прибегала. А сейчас сюда пришел работать и мой взрослый сын.
- Лет десять назад здесь трудились около 80 человек, - рассказывает директор предприятия Валерий Александров. - А теперь остались только те, кто предан своему делу. Производство очень тяжелое - не каждый выдержит. Но проблем с кадрами у нас сейчас нет, даже премии людям выплачиваем. Но все зависит от зимы. Производители валенок - наверное, единственные, кто бы радовался, если б зима была все 12 месяцев.
Работа на фабрике сезонная. Производственный процесс начинается 1 октября и длится до 1 марта. Остальное время персонал занят в основном ремонтом помещений и оборудования.
- Работали бы и больше, будь валенки более востребованы, - говорит руководитель. - Но если в советское время трудились 11 месяцев в году, а затем летом продукцию на складах поедала моль, и часть списывали, то сегодня приходится считать каждую копейку. К тому же к весне и сырье заканчивается.
Кстати, с шерстью в последние годы - проблемы. Если раньше овцеводство в Липецкой области было развито, то сегодня курдючные заводы можно пересчитать по пальцам. При этом такие предприятия разводят овец, как правило, только на мясо, и их шерсть для валенок непригодна. К тому же фабрика в Ельце работает на так называемой "осенней стрижке", а осенью с овцы можно состричь всего 600-700 граммов шерсти. А чтобы изготовить самый маленький валенок, требуется не менее полукилограмма, на большой уйдет все два. Завозить сырье приходится из Волгограда и Ставрополя, а это - дополнительные расходы на доставку. Поэтому больше вынуждены работать по заказам - люди сами приносят шерсть, из которой на фабрике изготавливают валенки.
Традиции с фантазией
По словам Валерия Александрова, прибыль с валенок маленькая, а затраты на газ, свет, воду, налоги и страховые взносы с каждым годом растут. Правда, по мере возможности помогают местные власти. В мечтах - поменять оборудование, которому под 30 лет, и построить новую котельную.
- Было время, когда руки опускались, даже думали закрываться, - вспоминает директор. - А выжить удалось, во-первых, благодаря тому, что пришли настоящие русские зимы. К тому же сейчас в моде национальные традиции. Если раньше валенки заказывали в основном бабушки и дедушки, сегодня к нам приходит и молодежь.
Кстати, под спрос здесь скорректировали предложение - стали валенки украшать.
- Все началось с того, что несколько лет назад к нам обратился молодой человек и попросил вышить валенки - хотел сделать сюрприз жене, - рассказывает начальник производства Елена Александрова. - Так мы расшили первую пару. А сегодня на фабрике уже четыре вида оформления валенок. В этом году научились производить их с набивным рисунком, используя особую технику рукоделия - фелтинг: в два слоя делаем рисунок, потом набиваем специальной иглой и валяем.
Дизайнерская обувь стоит дороже обычной - около четырех тысяч рублей. Но не каждый мастер сможет такой валеночек изготовить. Да и времени на производство одной пары набивной обуви уходит столько же, сколько на пять обычных пар.
Время от времени на фабрике заказывают даже валенки для животных, в основном для собак. Хорошо идет и сувенирная продукция - валеночки размером с палец дети используют для кукол и кошек, а взрослые - в качестве брелков, украшают ими машины и новогодние елки. Но "сувенирку" на фабрике делают, что называется, в свободное время, когда заканчивается основной сезон.