Вступил в силу закон, ужесточающий ответственность за нарушения закона о госрегулировании торговой деятельности (ФЗ N 411 от 28 декабря 2010 г.). Его особенностью стал отказ от оборотных штрафов при значительном повышении фиксированных штрафов (до 5 млн руб.). На самом деле это нарушает принцип пропорциональности, так как для ТОП-10 ритейлеров FMCG (оборот от $1,5 до $10 млрд) это менее 0,01% от оборота, для ТОП-50 (от $150 млн) - более 0,1%, а для более 500 региональных сетей, большинство из которых имеет оборот не более 300 млн руб., - более 1,5% или сопоставимо с величиной годовой чистой прибыли!
Также чрезвычайно странным и коррупциогенным положением закона является возможность для регулирующих органов устанавливать административную ответственность "в зависимости от степени вины субъекта" за "осуществление оптовой торговли на основе договора комиссии или смешанного договора, содержащего существенные условия договора комиссии". Кроме того, одним из ключевых негативных последствий 381-ФЗ стало активное вмешательство регулирующих органов во взаимоотношения между производителями и/или импортерами FMCG и дистрибуторскими компаниями. Причем негативное влияние характерно для двух (DS3 и 3PD) из трех основных систем организации дистрибуции.
Напомню, что DSD (Direct Sales & Delivery) - система собственных складов, доставки и персонала компании (используется компаниями Coca-Cola, Pepsi, Danone и т. д.); DS3 (Direct Sales 3-rd Party Delivery) - система, при которой работа собственных торговых представителей производителя сочетается с отгрузками через дистрибьюторов; 3PD (3-rd Party Distribution) - работа через дистрибьюторов, которые обеспечивают и непосредственно продажи (торговых представителей), и отгрузку продукции клиентам.
После вступления в силу закона, устанавливающего штрафные санкции в размере от 2 до 5 млн руб. за "создание дискриминационных условий, в том числе создание препятствий для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов" для производителей и импортеров стало практически невозможно прописать в дистрибуторском договоре, который является приложением к договору поставки, "каналов продаж" и "территорий". Установление "запрета на перемену лиц в обязательстве... путем уступки требования либо установление гражданско-правовой ответственности за несоблюдение указанного запрета..." и штрафа за его нарушение в размере от 1 до 5 млн руб. оставляет производителя незащищенным в случае изменения собственников дистрибуторской компании, которое может привести к разрушению всей системы дистрибуции.
Ну и наиболее сложным моментом в отношениях между производителем (импортером) и дистрибутором станет штраф в размере от 1 до 5 млн руб. за включение в договор поставки требований выполнения комплекса работ по продвижению продукции, что позволит дистрибутору получать дистрибуторские скидки просто за включение продукции в прайс-лист, в то время как фактически при работе с региональными сетями именно торговые представители в штате дистрибутора осуществляют продвижение и мерчендайзинг продукции.
МИХАИЛ БУРМИСТРОВ,
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР "INFOLINE-АНАЛИТИКА"