Крупнейшие производители зерна и зернотрейдеры Юга России начали реализацию программ развития своих логистических и портовых мощностей, готовясь к отмене правительственного эмбарго на экспорт.
В то же время в плане диверсификации рассматриваются возможности налаживания глубокой переработки зерна внутри страны.
Сельхозтоваропроизводители Юга России собрали в минувшем году 20,7 миллиона тонн зерна, что значительно меньше, чем годом ранее (25,4 миллиона тонн). Снизили свои показатели все основные южные житницы: Кубань - 8,1 миллиона тонн, Дон - 6,5 миллиона, Ставрополье - 6,1 миллиона. При этом внутренние потребности каждого из этих регионов - не более 2,5 миллиона тонн.
На начало осени, при учете переходящих остатков прошлого урожая и планируемого потребления, объем зерновых для свободной реализации определялся в 13 миллионов тонн. Даже при сильной засухе и пожарах минувшего лета цифра весьма внушительная, что говоит об устойчивом экспортном потенциале.
Однако введенный правительством РФ временный запрет на экспорт зерновых привел к тому, что весь этот объем остался в России и был переориентирован на внутренний рынок.
Цены на зерно на мировых биржевых площадках достигли самых высоких показателей с июля 2008 года. Поэтому российскую нишу быстро заняли другие мировые производители: Пакистан, принявший решение втрое увеличить экспорт зерна (до 3,5 миллиона тонн), и Турция, предложившая 610 тысяч тонн. Более 5,5 миллиона тонн готова продать Аргентина. Так что отечественная доля мирового рынка, составлявшая в 2008-2009 годах 13 процентов (22 миллиона тонн) оказалась быстро заполненной конкурентами.
Пшеницу в Египет и Иорданию теперь поставляют не южнороссийские трейдеры, а компании из США и Франции. Чтобы их вытеснить, придется идти на ценовой демпинг. Увы, это затронет интересы производителей из ЮФО, которым придется снижать закупочные цены.
- Естественно, когда Россия снова выйдет на внешний рынок, к нам будут относиться с недоверием, - считает директор компании-зернотрейдера Алексей Сидюков. - А ведь исторически российская пшеница при всех прочих равных условиях была на 10 долларов за тонну дешевле, чем, скажем, французская. Но когда Россия вернется на этот рынок после отмены эмбарго, спред увеличится до 25 - 30 долларов за тонну не в пользу российского зерна.
Учитывая, что отмены эмбарго ждать еще долго, ряд игроков задумался об инвестициях в глубокую переработку на местах, дабы диверсифицировать бизнес и иметь возможность подстраховаться от будущих эмбарго. К примеру, в Ростовской области планируется построить завод по выпуску кормовых добавок и комбикормов мощностью 150 тысяч тонн зерна в год. На Кубани намечается строительство завода по производству ингредиентов для пищевой и фармацевтической промышленности. Существует также проект переработки пшеницы твердых сортов и строительства в Ростовской области завода по производству макарон. Ставропольские власти поддерживают инвестпроект строительства завода по глубокой переработке пшеницы в Буденновске.
Весьма вероятно, что при низких ценах на пшеницу (от 4,5 до 5,5 рубля за килограмм) из-за вынужденной реализации зерна на внутреннем рынке трейдеры пойдут на то, что начнут заниматься затратным и непрофильным для себя бизнесом. Будущие дивиденды и минимизация рисков оправдают любые затраты.
Однако эмбарго рано или поздно отменят. И тогда трейдеры, хотя и со скрипом, но все же восстановят свои позиции на мировом рынке за счет низкой себестоимости пшеницы в России. Другое дело, что логистические и перевалочные мощности российских портов уже практически себя исчерпали.
В прошлом году в стране собрано 62,7 миллиона тонн зерна. Еще есть 9,5 миллиона тонн интервенционного фонда и 21,7 миллиона - переходящий остаток с 2009 года. Почти 95 миллионов тонн требуется где-то хранить, ибо уже нет 20 миллионов экспортной "отдушины". Все остается на внутреннем рынке.
Зерно из интервенционного фонда, вероятнее всего, пойдет на фураж, чтобы освободить место для зерна нового урожая. Директор департамента регулирования агропродовольственного рынка и развития инфраструктуры Минсельхоза РФ Илья Шестаков заявил, что до конца текущего сельскохозяйственного года (30 июня 2011 года) планируется реализовать основной объем запасов интервенционного фонда. В министерстве поясняют, что речь идет более чем о половине фонда.
Но половина - это 4,5-5,5 миллиона тонн, а объем нового урожая значительно выше. Разместить новое зерно на элеваторах ЮФО и СКФО затруднительно, поскольку их вместимости недостаточно для этого. Куда девать оставшиеся миллионы тонн, учитывая, что основные фонды элеваторов Юга России уже давно нуждаются в серьезной модернизации?
Возможно, этот вопрос должна решить государственная Объединенная зерновая компания, консолидирующая элеваторные активы по всей стране. В 2010 году руководство ОЗК подписало соглашения о совместной реализации проектов с Ростовской областью, Краснодарским и Ставропольским краями. Госкомпания предполагает наладить сотрудничество с южным регионом в части развития инфраструктурных объектов зернового рынка и включения их
в программу субсидирования, развивать проекты строительства и модернизации объектов по хранению, перевалке и переработке зерна, создавать условия для снижения затрат на логистику.
Интервенционный фонд, которым управляет ОЗК, хранится на 66 элеваторах Юга России (24 - Ростовская область, 22 - Ставрополье, 20 - Кубань). Собственно, ОЗК управляет госпакетами Буденновского, Грачевского, Зеленокумского, Ипатовского, Ейского портового и Новороссийского элеваторов. ОЗК свела все эти активы в южное представительство, в задачу которого, согласно официальной информации, входит "координация деятельности предприятий в области хранения и переработки зерна, сбор информации о локальном зерновом рынке, обеспечение сохранности зерна, находящегося на балансе ОЗК, изучение рынков сбыта продукции и услуг, представление интересов и обеспечение взаимодействия с местными органами власти".
Среди новых проектов по наращиванию мощностей хранения и перевалки в ОЗК выделяют строительство в Новороссийске двух элеваторов одновременным объемом хранения свыше 150 тысяч тонн и новой эстакады для подачи зерна в порт производительностью две тысячи тонн в час. Реализация этого проекта позволит значительно нарастить перевалку зерна.
Кроме того, в Таманском порту должно начаться строительство первой очереди самого большого в России комплекса по перевалке зерновых грузов в объеме 8,6 миллиона тонн в год. Пуск в эксплуатацию первой очереди намечен на конец 2011 года (как раз после отмены эмбарго). Выход на проектную мощность предусматривается в середине 2014 года.
По данным министерства сельского хозяйства Ростовской области, в настоящее время предполагаемыми инвесторами рассматривается проект строительства элеватора в устье Дона.
Таким образом, уже в 2011 году после отмены эмбарго поставленная правительством РФ задача нарастить объемы экспорта зерновых до 40 миллионов тонн в год приобретет конкретные очертание в виде постепенного налаживания инфраструктуры хранения и перевалки. Дело лишь за стабильными и бесперебойными инвестициями.