20.01.2011 23:01
Экономика

Центробанк: "черный список" топ-менеджеры, доведших свои банки до разорения, вырос до 3 тысяч человек

За недостоверные сведения банкиров хотят привлекать к уголовной ответственности
Текст:  Елена Кукол
Российская газета - Столичный выпуск: №11 (5387)
Читать на сайте RG.RU

"Черная база" Центробанка, в которую включены топ-менеджеры, доведшие свои кредитные организации до банкротства, выросла за полгода на 13 процентов. Сейчас в ней более 3 тысяч человек, сообщил вчера журналистам директор департамента лицензирования и финансового оздоровления Банка России Михаил Сухов.

ЦБ уже несколько лет настаивает на том, чтобы недобросовестные руководители и собственники банков не допускались к этому бизнесу, напомнил Сухов. И от этой идеи отказываться не намерен.

В стратегии развития банковского сектора до 2015 года Банк России и минфин предлагают внедрить еще и рыночные механизмы контроля. Речь идет о том, что информация о деловой репутации должна быть известна неограниченному кругу лиц, пояснил Сухов. Планируется, что такие данные банки будут обязаны публиковать в открытых источниках, чтобы их могли оценить потенциальные вкладчики и кредиторы. И тогда они смогут более объективно оценить устойчивость кредитной организации и предугадать возможные неприятности. Пока, правда, не вполне понятно, где именно будут раскрывать такие данные. Но очевидно, что в них должны содержаться сведения о деловом опыте,  прежних должностях и образовании руководителей банков, рассказал Сухов. Он не исключил, что такое раскрытие информации может быть даже более действенным рычагом, чем административный контроль.

Напомним, что буквально в конце прошлого года произошел ряд довольно заметных банкротств в кредитных организациях. Причем представители ЦБ не исключают, что причиной стало не только недобросовестность или "проколы" собственников и менеджеров, но и прямое воровство активов. В одном из этих случаев, в который попали сразу пять банков, предположительно связанных между собой, сумма госгарантий для вкладчиков составляет почти 10 миллиардов рублей. Но ущерб наносится не только системе страхования вкладов, страдают также предприниматели и другие кредитные организации, которые являются партнерами "сгоревших" банков. И у них шансы вернуть деньги очень невелики.

Объем удовлетворенных требований кредиторов ликвидированных банков в последние годы уменьшается, констатировал Сухов. В 2010 году им смогли вернуть всего 6,5 процента средств. И хотя Агентство по страхованию вкладов и другие конкурсные управляющие добиваются в судах возложения субсидиарной ответственности, в том числе на  владельцев банков, реальные поступления активов в конкурсную массу составляют сущие копейки. Чтобы помочь возврату "пропавших" активов, ЦБ предлагает расширить полномочия АСВ и дать ему право проводить финансовые расследования. Речь идет о том, чтобы налоговые органы, другие банки и Центробанк были обязаны отвечать на запросы агентства о движении активов, пояснил Сухов. Это, надеется он, позволит добиться большего взыскания средств. Кроме того, рассказал Сухов, ставится вопрос о введении уголовной ответственности за предоставление недостоверной отчетности. Именно она, заметим, во многом стала причиной последних крупных банкротств. Также ставится вопрос о введении ответственности сотрудников банков за сохранность баз данных. Ведь нередко случается так, что когда в намеренно обанкроченную кредитную организацию приходят правоохранительные органы, электронные базы данных оказываются просто-напросто затерты. И установить, куда и по каким каналам шли деньги, уже невозможно.

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Уточнил Сухов и предлагаемую стратегией норму об увеличении капитала банков до 300 миллионов рублей. Предполагается, что действующие банки должны будут подтянуться к этому порогу к 2015 году. А вот для новых кредитных организаций эта планка станет обязательной уже со следующего года, рассказал Сухов. Это делается и для того, чтобы собственники дорожили бизнесом, не занимались махинациями, а прилагали усилия для развития банков. Кстати, как напомнил Сухов, при получении  лицензии  они обязаны доказать легальность происхождения средств и уплатить с них налоги. При планке в 300 миллионов рублей налоги составят 39 миллионов. "Я не уверен, что найдется много желающих сделать это с фиктивным капиталом и фиктивными доходами", -надеется Сухов.

Впрочем, по его оценке, в наступившем году в основном изменения в банковском секторе будут связаны не с созданием новых банков, а с покупкой уже действующих, в том числе, и за счет входа в их капитал иностранных инвесторов. Причем, как ожидает Сухов, расширится география присутствия иностранных инвесторов в Российском банковском секторе. Помимо уже работающих на российском рынке инвесторов из США и Западной Европы, к российским банкам присматриваются  владельцы капиталов из стран быстрорастущих экономик, из Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Называть эти страны более точно Сухов отказался. Однако, по его словам, на первом этапе речь идет о бизнесе, нацеленном на обслуживание внешнеторговых потоков резидентов из этих стран.

Что же касается новых требований к капиталу, которые вступят в силу с января следующего года для действующих банков - они должны будут удвоить до 180 миллионов рублей, то в этом больших проблем Сухов не видит. Примерно четвертая часть банков сможет сделать это за счет собственных средств, полагает он. Сейчас такой норме не соответствуют 185 банков. Для того чтобы пополнить капитал, им надо найти всего 10,4 миллиарда рублей, подсчитал Сухов. К тому же банковский сектор рос в прошлом году хорошими темпами, количество убыточных банков сократилось почти в два раза, полученная сектором прибыль вышла на докризисный уровень. Кроме того, по оценке Сухова, повышенные требования к капиталу не убивают банковские услуги, как пытаются доказать многие. Так, например, в прошлом году, когда порог минимального капитала банков был увеличен до 90 миллионов рублей,  количество точек обслуживания на сто человек  только выросло - с 26,4 точек обслуживания до 27. Кроме того, замечает Сухов, у небольших банков нет денег на закупку новых продуктов и технологий. А именно они  будут в ближайшие годы двигать развитие банковского сектора.

Банки Центральный банк