20.01.2011 00:20
Общество

В Пушкинском конкурсе для педагогов-русистов принимают участие и белорусские коллеги

В пушкинском конкурсе для педагогов-русистов принимают участие и белорусские коллеги
Текст:  Ядвига Юферова (председатель оргкомитета Пушкинского конкурса, заместитель главного редактора "Российской газеты")
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №2 (486)
Читать на сайте RG.RU

"Российская газета", правительство Москвы при поддержке МИД России и фонда "Русский мир" объявляют ХI Международный Пушкинский конкурс для педагогов-русистов стран ближнего зарубежья, Болгарии, Германии и Израиля.

Двадцать лет назад перестал существовать Советский Союз. Огромная империя распалась на 15 государств, в которых великий и могучий русский язык стал преподаваться как иностранный, но остался официальным языком Содружества Независимых Государств. Выросло целое поколение, которое никогда не жило в СССР. Что с нами произошло за эти годы? Как далеко мы ушли друг от друга, обретя независимость? Что дала свобода личности и нации?

Почему Россия по-прежнему остается столь привлекательной для одних (синдром метрополии) и не перестает быть раздражителем (напоминание о старшем брате) для других?

Могут ли историки постсоветских стран договориться об общем учебнике ХХ века или хотя бы - Великой Отечественной. Или у каждого в бывшем СССР своя Вторая мировая война? Как защитить, образно говоря, "Бронзового солдата" - символы нашей общей памяти? Многие писатели, например, как Чингиз Айтматов, стали планетарно известными, войдя в мировую литературу через русский язык.

Какую роль, на ваш взгляд, играет сегодня русский язык? Как помогает он поддерживать единое культурное пространство, наше знание друг о друге?

Надо ли сегодня учить "дружбе народов", или это отжившая фразеология социалистического лагеря? Что для толерантности людей в современном мире могут сделать (и делают) педагоги-русисты каждый конкретно в своем классе? Как гасить агрессию и сеять уважение к иному, другому? Как уважать дом соседа и его законы? Чему лучшему нам надо сегодня учиться друг у друга? Помогает ли вам в этом русский язык? Очень хотелось бы услышать ваши конкретные размышления, дорогие учителя, по этому поводу.

Мы сегодня объявляем новый конкурс "20 лет без Союза. Нужно ли сегодня учить дружбе народов?". Ждем ваши творческие эссе. Лучшие из них мы по традиции опубликуем. 50 победителей пригласим на чествование в Москву. Всем - успеха!

Положение о XI Международном Пушкинском конкурсе для учителей стран СНГ и Балтии 2011 года

Русский по-прежнему остается языком мирового общения, одним из шести рабочих языков ООН, родным для 170 миллионов человек, 350 миллионов его понимают. На постсоветском пространстве русский стал реальным языком межгосударственного общения, огромным сегментом мирового Интернета. Он является родным для соотечественников, проживающих в новых независимых государствах, становится необходимым для миллионов соседей, приезжающих в Россию на работу. Учителя ближнего зарубежья, пропагандируя язык великого Пушкина и великой культуры, по-прежнему проявляют настоящее подвижничество.

Пушкинская премия была учреждена в 2000 году, чтобы морально поддержать и материально поощрить самых энергичных и талантливых педагогов-русистов стран ближнего зарубежья. Мы приглашаем всех учителей ближнего зарубежья, а так же из Болгарии, Германии и Израиля, преподающих русский язык и литературу, знакомящих учеников с русской культурой, историей, педагогов любой другой специальности принять участие в конкурсе. Тема эссе 2011 года: "20 лет без Союза. Нужно ли сегодня учить дружбе народов?"

Мы ждем конкретных рассказов о том, насколько остро стоит вопрос для вас толерантности, каково отношение нового поколения школьников к национальным различиям, как создается в школе атмосфера взаимопонимания. Как вам помогает в этом русский язык и русская культура?

Внимание, обязательное условие!

Работы без полных паспортных данных, почтового адреса с индексом и контактных телефонов на конкурс не принимаются.

Организаторы конкурса:

"Российская газета" и правительство Москвы при поддержке Министерства иностранных дел РФ и фонда "Русский мир".

Конкурс проводится ежегодно и состоит из следующих этапов:

Публикация условий конкурса и объявление темы творческого эссе на сайте "РГ", в газете "СОЮЗ" при информационной поддержке посольств РФ, советов соотечественников и ассоциаций учителей русского языка в странах ближнего зарубежья, Болгарии, Германии и Израиля - январь 2011 года.

Прием конкурсных работ: эссе на заданную тему - до 15 апреля.

Анализ присланных работ, публикация лучших из них в российской печати, заседание жюри - до 20 мая.

Подведение итогов, определение пятидесяти финалистов и публикация их фамилий в газете-учредителе и на сайте конкурса в день рождения А.С. Пушкина - 6 июня.

Торжественная церемония награждения лауреатов проводится в Москве в рамках Дней города - первые выходные сентября.

Количество лауреатов - 50 человек. Сумма премии - шесть тысяч рублей.

Все расходы по приглашению финалистов в Москву берут на себя организаторы конкурса.

Председатель Попечительского совета - Людмила Ивановна ШВЕЦОВА, заместитель мэра в правительстве Москвы.

Председатель оргкомитета - Ядвига Брониславовна ЮФЕРОВА, заместитель главного редактора "Российской газеты".

Секретарь оргкомитета - Наталья ИВАНОВСКАЯ.

Работы принимаются по адресу: 125993, г. Москва, ГСП-3, ул. Правды, 24, редакция "Российской газеты". Оргкомитет Пушкинского конкурса для педагогов-русистов.

По электронной почте: pushkonkurs@rg.ru

(Присланные на конкурс эссе и сочинения не рецензируются, обратно не возвращаются и являются собственностью оргкомитета конкурса).

Образование