На наших глазах формируется новая экономическая реальность - начал действовать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана, вскоре их объединит Единое экономическое пространство. Как при этом используется потенциал Союзного государства? Каким видится его будущее? Об этом корреспондент "СОЮЗа" беседует с Вадимом Поповым - председателем Постоянной комиссии по экономике, бюджету и финансам Совета Республики Национального собрания Беларуси, членом Парламентского Собрания Беларуси и России.
- Вадим Александрович, в конце 2010 года белорусский парламент первым ратифицировал документы, регламентирующие создание и деятельность Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана, ранее были подписаны документы по Таможенному союзу. Что это дает нашим странам?
- Чтобы найти ответ, давайте несколько вернемся в прошлое. Идея Таможенного союза и Единого экономического пространства не нова. Она зарождалась в интересах четырех государств - Беларуси, Казахстана, России и Украины. Однако затем украинская сторона заявила, что их Конституция запрещает заключать такие соглашения. Поэтому и было принято главами государств решение создавать Таможенный союз в составе трех стран. Это был первый шаг, и, конечно, логически было предопределено, что следующим станет создание Единого экономического пространства. По программе действий предполагается, что ЕЭП начнет работу с 2012 года. Но по мере создания Таможенного союза стало очевидно, что уровень специалистов, экспертов достаточно высок, документы готовятся быстрее, чем ожидалось. Причина в том, что за более чем 10 лет функционирования Союзного государства его правовая база отработана значительно глубже и в больших объемах. Так, таможенные тарифы согласованы больше чем на 90 процентов, оставалось найти компромисс по чуть более 600 позициям. Именно это позволяет трем странам оперативно перейти на единый таможенный тариф.
Это старт. И хотя совершенствование Таможенного союза продолжается, эффект уже есть. Товарооборот трех стран за 11 месяцев 2010 года вырос в 1,9 раза, а Беларуси с Казахстаном - более чем вдвое. Тогда как в целом товарооборот Беларуси с зарубежными странами увеличился примерно на 20 процентов. При этом экспорт Казахстана в Беларусь вырос более чем в 5 раз. Это показывает, что новое образование выгодно не только ей, но и всем его участникам. Создана наднациональная Комиссия Таможенного союза. Ей поручено решать технические проблемы, отрабатывать механизм сотрудничества. Конечно, базой опять служат документы и разработки, созданные в Союзном государстве. Это позволило подготовить стартовый пакет документов уже к концу 2010 года.
- Что даст ЕЭП в дополнение к Таможенному союзу?
- Если мы сейчас имеем свободное перемещение товаров, то ЕЭП предполагает также свободное движение капитала, рабочей силы, услуг. Опять приходится опираться на опыт Союзного государства, наработанную за годы его строительства документальную базу. Мы разработали и приняли 17 соглашений трехстороннего порядка. Однако Казахстан к их выполнению по сравнению с Беларусью и Россией подключится по части соглашений не с 1 июля 2011 года, а с 1 января 2012 года.
- Что еще из того, что создано в Союзном государстве, может быть использовано в деятельности нового союза?
- Возьмем союзные программы - по обустройству внешних границ, таможенных терминалов, введению электронного документооборота. Осуществляет защиту общей территории единая группировка войск на западном направлении. Все это - в интересах всех членов Таможенного союза. В Союзном государстве установлено равенство в области получения образования, признано равенство дипломов учебных заведений. Реализуются единые программы освоения космоса, разработки компьютеров - всего это почти 5 миллиардов российских рублей в год. Благодаря этому, по подсчетам Государственного секретаря Союзного государства Павла Бородина, создано минимум 5 миллионов рабочих мест в России и Беларуси, а в целом задействовано более 20 миллионов человек. Это хороший пример и для Казахстана. А возьмем блок белорусско-российских соглашений, гарантирующих равенство в получении образования, медицинского и социального обслуживания? Казахстану еще только предстоит подключиться к этому процессу.
Это чудодейственное вещество в природе содержится в значительных количествах только в первых порциях женского молока. Нескольких его глотков младенцу хватает, чтобы справиться с вредоносными микробами, вирусами, микроорганизмами. А затем вступает в дело укрепляющийся иммунитет ребенка. Однако в достаточных количествах выделить чудодейственное вещество из женского молока по понятным причинам невозможно. Источником лактоферрина, уверены ученые, станут подвергшиеся генетической модернизации козы.
В этом году близ небольшого белорусского города Жодино начнется строительство фермы для содержания 250 таких дойных животных и 500 козлят, а также экспериментального перерабатывающего модуля, где из молока будут выделять лактоферрин и делать с его использованием лечебные препараты и пищевые продукты. Как и предусмотрено уже второй союзной научно-технической программой "БелРосТрансген", рассчитанной на период с 2008 по 2012 год. Эта новость, озвученная на днях научным руководителем белорусской части программы, заведующим лабораторией воспроизводства и генной инженерии Научно-практического центра по животноводству НАН Беларуси Александром Будевичем, претендует на крупную сенсацию. Исследователи не стали ждать милостей от природы, а решили, как и советовал знаменитый Мичурин, взять их благодаря новейшим научным знаниям.
- Не пострадает ли в результате более тесной интеграции национальный суверенитет?
- Ничего подобного. Комиссия Таможенного союза принимает решения при участии вице-премьеров национальных правительств на основе полного согласия. Если хоть одна из сторон возразит, то только главы государств методом консенсуса могут принять решение. КТС провела уже 18 официальных заседаний. Неразрешимых противоречий пока не было.
- Тем не менее без дискуссий не обходится. В частности, Беларусь упрекают за высокий якобы уровень дотаций сельскому хозяйству.
- Мы пока больше поддерживаем сельское хозяйство, чем Россия. В нынешнем году господдержка у нас составит 16 процентов от объема производства сельхозпродукции. Благодаря этому строятся новые животноводческие фермы и перерабатывающие комплексы, экспорт сельхозпродукции достиг трех миллиардов долларов и за 5 лет должен более чем удвоиться. Тем не менее Беларусь подписала соглашение, чтобы к 2016 году выйти на 10 процентов господдержки отрасли. Непростое решение. Почему? Потому что так мы можем откатиться от хорошего к худшему. Выиграют ли от этого другие страны Таможенного союза, которые не могут пока себя сполна обеспечить продуктами питания? Нет, вакуум заполнят поставщики из третьих государств. Выход только в увеличении выпуска продукции примерно на треть. Еще один момент - надо принять одинаковый статистический счет. Если считать в долларах, то в Беларуси сельхозугодий 4,6 процента от российских, а продукции страна производит 12 процентов от уровня России. Разница в эффективности хозяйствования очевидна. С поднятия эффективности и надо начинать.
- Какими вам видятся перспективы Союзного государства по мере развития Таможенного союза и Единого экономического пространства?
- По сравнению с СНГ и ЕврАзЭс Беларусь и Россия договорились о более тесной интеграции в рамках Союзного государства. Здесь есть баланс интересов. Ежегодно принимается союзный бюджет, ратифицировано соглашение о союзной собственности. Таможенный союз придаст импульс этой деятельности, как и Евразийскому экономическому сообществу, СНГ. На этих политических площадках встречаются главы государств, Экономический суд СНГ будет рассматривать обращения членов Таможенного союза, создан банк сообщества. Принято много модельных законов, которые перешли в национальное законодательство ряда стран. Если другие государства убедятся в эффективности Таможенного союза и Единого экономического пространства, то добровольно присоединятся к нему. Однако и в этих условиях Союз Беларуси и России будет успешно действовать. У наших стран намного больше общего, чем с другими самыми близкими союзниками.