"Мне снилось, что я еврей. Я в синагоге, но стены у нее стеклянные. Я вижу, как снаружи в стены ломится толпа с камнями и палками в руках, и понимаю, что стены вот-вот рухнут. И все, что я могу, это молиться".
Этот необычный сон приснился молодому мужчине, ногайцу по национальности, после тренинга по воспитанию этнической толерантности, который проходил в Краснодарском крае несколько лет назад.
Мне эту историю рассказал один из организаторов тренинга психолог, доцент Высшей школы экономики Александр Татарко. Так начался наш разговор о том, как воспитать в людях уважение к чужим нациям и культурам.
Российская газета: За последний месяц проведено немало исследований уровня ксенофобии в обществе. Что показывает ваш опыт: мы страна толерантная?
Александр Татарко: Россия - страна уникальная: около 200 народов, и все проживают на одной территории в течение длительного времени. Поликультурность России сложилась естественным образом, в отличие, например, от США или Канады. То есть веками жители России живут, зная и принимая друг друга. Как ученый не берусь оценить уровень нашей толерантности... Одно могу сказать точно: толерантность в западных обществах - результат серьезной работы. В США вводится мультикультурное образование, открываются специальные центры по формированию межкультурного диалога. В Канаде давно выстроена идеология мультикультурности. У нас эта работа только начинается. И со скрипом, с неохотой. Федеральная программа закрылась в 2005 году и уже не воскресала. Наработки есть, но нет средств. В СМИ мне встречались жалобы преподавателей и школьных психологов: "Перед нами класс, где есть и ребята из республик Кавказа и азиаты, но мы не можем наладить контакт между детьми". Пока же учителям остается только догадываться.
РГ: Есть конкретные результаты там, где вы работали?
Татарко: Да, года три назад к нам, разработчикам тренинга, обращались из ЮНИСЕФ с предложением переиздать книгу. Коллеги рассказывали, что побывали в тех школах, где мы работали, и заметили, насколько атмосфера там отличается от того, что происходит в целом по стране. Даже во время самих тренингов мы замечали, как ситуация меняется на глазах. На одном из тренингов мы собрали вместе осетин и ингушей. В первое время они четко делились на две групп: ели врозь в столовой, не разговаривали друг с другом, даже во время упражнений, когда все садились в круг, у нас образовывались ингушский полукруг и осетинский полукруг. Потом, смотришь, уже общаются, зовут друг друга в бар вечером. Еще пара дней, и юноша-ингуш начинает ухаживать за осетинской девушкой.
РГ: А какие упражнения могут помочь молодежи, вышедшей на Манежную площадь?
Татарко: Участники погромов на Манежной уже старшеклассники, с ними работать сложнее. Кроме того, я убежден, что в основе происходящего совсем другая проблема - чудовищная коррупция, оскорбляющая общество. Но эта проблема ложится на благодатную почву национальной нетерпимости и дает такие чудовищные всходы. Для того чтобы эта почва не вызревала, нужно работать с детьми с раннего возраста.
РГ: Может, учителям или даже родителям в ожидании федерального плана самостоятельно устраивать что-то наподобие "пятиминутки дружбы"?
Татарко: Это серьезный процесс, и заниматься самодеятельностью не стоит. Нет таблетки, которая спасет нас от всех болезней, и нет упражнения, выполнив которое, мы начнем любить и уважать друг друга. Обучать преподавателей должны подготовленные психологи по специальной программе, ведь речь не просто об игре - мы пытаемся обеспечить детям будущее без ненависти. Комплекс упражнений очень разнообразен. Мы старались составить их так, чтобы они одинаково эффективно работали и в Москве, и в Махачкале. Некоторые направлены на изучение культуры разных народов. Например, известная игра "Крокодил": участники загадывают предмет или обычай какого-то народа и рассказывают про него. Дети понимают, что изучение других культур увлекательно, как путешествие в другую страну.
Еще одно упражнение - падение со стола спиной вперед на руки товарищей. Его часто используют в тренингах, захватывающий опыт. Подростки всегда с удовольствием его выполняют. Неважно, какого цвета кожа на чужих руках, главное, чтобы они надежно удержали тебя при падении.
Есть, например, и такое упражнение, как "Паутина предрассудков": два-три участника из группы представляют определенные нации, а остальные называют отрицательные качества, которые приписывает этим народам молва, а ведущий с каждым словом опутывает "оскорбленного" тесьмой. Когда ругательства исчерпаны, участники начинают называть положительные качества, разматывая тесьму.
Но даже если оскорбления не относятся к их нации, люди после этого упражнения чувствуют себя подавленными, портится настроение и у тех, кто говорил, и у тех, кто слушал. Это упражнение доказывает, что стереотипы губительны не только для тех, в чей адрес они звучат, но и для тех, кто их создает.
После "Паутины стереотипов" полезно поиграть в "Добрые слова": пусть каждый по кругу произнесет доброе слово в адрес соседа, затем тот повторит все уже от первого лица и одарит добрым словом следующего. Доказано, что оскорбить легче, чем сказать что-то хорошее.
Между тем психологи знают, что положительная этническая идентичность помогает развитию толерантности - чем лучше человек относится к самому себе, тем больше он уважает других.
Наша задача делать то, что нам по силам. Не сидеть сложа руки, а делать. Все начинается с малого.