21.01.2011 00:25
Происшествия

Начальник ОВД московского района "Люблино" уволен за разгильдяйство

Юристы спорят о законности провокаций
Текст:  Наталья Козлова Михаил Фалалеев
Российская газета - Столичный выпуск: №11 (5387)
Читать на сайте RG.RU

В среду на коллегии ГУВД Москвы, где присутствовали мэр столицы Сергей Собянин, первый заместитель министра внутренних дел России Михаил Суходольский, другие руководители, было объявлено об отстранении от должности начальника ОВД района "Люблино" Евгения Куликова.

Вчера глава московской милиции Владимир Колокольцев сообщил, что уже направил рапорт на увольнение начальника ОВД "Люблино" министру внутренних дел. Дело в том, что Куликов лично ему обещал, что отлично наладит службу. По словам генерала Колокольцева, начальник ОВД не смог правильно организовать работу со своими подчиненными.

Причиной громкого увольнения послужило разгильдяйство оперативного дежурного по ОВД - он не принял заявление гражданина, предупреждавшего о возможных массовых драках. Прохожий сообщил дежурному, что видел в метро нескольких молодых людей, направлявшихся, с их слов, на один из столичных рынков, чтобы избивать торговцев. А в сумке этих парней открыто лежали биты, куски арматуры, файеры. Дежурный попросил заявителя "не отвлекать его от более важных дел". Суматоха началась, когда "заявитель" предъявил милицейское удостоверение - оказывается, проводилась тренировка по противодействию экстремизму.

Проводить такие провокационные проверки позволяет закон об оперативно-розыскной деятельности. Задачи подобной деятельности перечислены в законе и их немного: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений и тех, кто их задумал. Розыск лиц, скрывающихся от следствия и суда, и без вести пропавших. Одной из задач названа и добыча информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности. Закон об ОРД не секретен. Но в нем нет ничего, кроме самых общих слов. Потому что все органы, которые по закону занимаются оперативно-розыскной деятельностью, издают свои нормативные акты. Проведение экспериментов для того, чтобы поймать гражданина или начальника за руку при его неправильных действиях или бездействии, всегда вызывает массу эмоций и неоднозначных суждений. Провокация ситуации -в числе распространенных методов органов и спецслужб. Но если раньше в соответствии с законом об оперативной деятельности такой подход применяли исключительно к тем, кто подозревается в преступлении, то в последнее время все чаще можно слышать об оперативном эксперименте именно в отношении чиновников.

компетентно

Алексей Куприянов, почетный адвокат России:

-Оперативный эксперимент наиболее спорная форма из арсенала силовых ведомств. Споры правоведов о его допустимости и законности в различных обстоятельствах длятся десятилетиями и в западных странах, и на просторах бывшего СССР. Причем до консенсуса еще далеко.

По российскому закону оперативный эксперимент допускается только тогда, когда имеются сведения о признаках готовящегося или уже совершаемого длящегося преступления, кроме преступлений небольшой тяжести, а также о лицах, это преступление подготавливающих, совершающих или совершивших.

С необходимостью и законностью таких действий оперативного аппарата согласны все комментаторы.

Однако некоторые ученые и практики, обычно исключительно из числа лиц, носящих погоны, более широко толкуют понятие оперативного эксперимента. Они относят к нему комплекс действий оперативников по искусственному созданию для заподозренного в подготовке или совершении преступления условий, при которых он, имея выбор преступного либо непреступного поведения, преступает закон.

Поясню на бытовом примере. Некто постоянно нарушает правила дорожного движения -переходит улицу на красный. Об этом становится известно милиции. Они ходят за этим человеком, а он, как назло, не нарушает. Тогда планируют "оперативный эксперимент" -блокируют на перекрестке "зеленый" и минут десять постоянно горит "красный". "Лови его, лови! Да, не того, а этого в дубленке".

Социальная несправедливость оперативного эксперимента как такового состоит в том, что проводится он по распространенным преступлениям, например для изобличения взяточников или лиц злоупотребляющих полномочиями, но в силу объективной ограниченности сил оперативного аппарата расставляют не на всех, а выборочно.

Известно, что провокация преступления запрещена. Явно незаконным будет "эксперимент" по вручению, что называется, "с порога" взятки лицу, которое ее не просил.

Разграничить законный эксперимент с провокацией зачастую невозможно. При обвинительном уклоне ошибки неизбежны.

Поэтому мировая практика идет по пути все большей и большей регламентации проведения оперативных экспериментов и сужения сферы их применения, вплоть до полного запрета.

Охрана порядка ЦФО