Сегодня по сложившейся традиции именинник Юрий Башмет выйдет на сцену в окружении известных музыкантов и своих коллективов - Камерного ансамбля "Солисты Москвы" и Государственного симфонического оркестра "Новая Россия".
На этот праздник в Зале Чайковского, по словам маэстро, практически невозможно попасть: все билеты уже раскуплены. Сам же маэстро активно готовится не только к дню рождения, но и к своему "Зимнему фестивалю искусств", стартующему через несколько дней (с 4 по 13 февраля) в Сочи. Накануне этих музыкальных событий Юрий Башмет дал интервью для читателей "Российской газеты":
Российская газета: Ясно, что на ваш концерт в Зал Чайковского практически не попасть, но расскажите, что вы задумали?
Юрий Башмет: Идея концерта состоит в том, чтобы представить в программе все мои фестивали. А их у меня пять! И на концерте выступят артисты, участвующие в этих фестивалях: моя дочь - Ксения, белорусский пианист Ростислав Кример (с 2006 года мы с ним проводим ежегодный Международный фестиваль в Минске). Между прочим, это первый фестиваль, который образовался на постсоветском пространстве, а параллельно с ним возникла и Академия с мастер-классами. На концерте выступят музыканты, участвующие в "Декабрьских вечерах", в Международном фестивале в Ярославле, в музыкальном фестивале на острове Эльба. Наконец, приедут сочинцы и весь Олимпийский комитет!
Такой вот будет день рождения: "я" и мои фестивали!
РГ: Что вам дарят в этот день близкие?
Башмет: Они всегда в замешательстве, но выходят из положения очень интересно. Например, у меня образовалась небольшая коллекция зажигалок одной и той же фирмы. И они втайне от меня приобрели золотую зажигалку и выгравировали на ней мою факсимильную подпись (с альтовым ключом). Думаю, и в этот раз они придумают что-то оригинальное.
РГ: Вы представите на дне рождения свои фестивали. Один из них - Международный зимний фестиваль искусств в Сочи, который пройдет в этом году уже в четвертый раз. Для вас он уникален?
Башмет: Он уникален, и мы не пошли по пути: "Ах, вот выбрали Сочи местом проведения Олимпийских игр, и они вовремя подсуетились..." История такова: у нас был тур с "Солистами Москвы", проходивший по 39 городам регионов России. Первый концерт был в Сочи. Там присутствовали претенденты на проведение Олимпиады: Корея и Зальцбург. Там же были Михаил Швыдкой, Ирина Роднина и Вячеслав Фетисов. Концерт прошел с большим успехом, и после концерта, на банкете, Швыдкой, поднимая тост, сказал: если мы не выиграем, опять скажут, что культура виновата. Когда же через несколько месяцев случилось, что Сочи победили, я не поленился, позвонил Швыдкому и сказал: "Вот пусть теперь говорят, что культура виновата!" Так и возникла идея фестиваля в Сочи.
РГ: А у вас лично какие отношения со спортом? Каким видом спорта занимались в детстве?
Башмет: В детстве я был очень большим сорванцом, уличным мальчишкой. Но мама считала, что меня нужно развивать разносторонне. И решила учить меня музыке. Скрипка была тогда самым дешевым инструментом. И как-то раз после школы, она встретила меня и долго готовила к тому, что сейчас объявит про скрипку. Когда мы вошли в дом, на голом столе лежала скрипочка. Я не мог обидеть маму, но я понял, что моя жизнь - улица, велосипед, футбол, коньки - кончена! И все-таки у меня есть юношеский разряд по фехтованию, который меня не раз выручал. Так вот возьмешь палку в руки, и абсолютно защищен!
РГ: В этом году вы значительно расширили границы фестиваля: он превратился из музыкального в фестиваль искусств.
Башмет: Мы давно уже заявили о разножанровости, будем и дальше двигаться в этом направлении. Конечно, нам нужен больший бюджет, чтобы пригласить знаменитых музыкантов из-за рубежа, чтобы Зимний фестиваль в Сочи прозвучал на весь мир. Я, например, могу Стинга привезти лично, без менеджеров. Но надо и свои лучшие силы показать: например, Ульяну Лопаткину.
РГ: 4 февраля телеканал "Культура" будет транслировать в прямом эфире торжественное открытие IV Фестиваля в Сочи. В чем для вас сложность выступления при трансляции?
Башмет: Это во многом зависит от состояния, формы и профессионализма музыканта. В принципе - это всегда дополнительный нерв. Музыкант стремится качественней сыграть, но может лишиться "полета". А с другой стороны - запись, как гениально сказал Давид Ойстрах, это документ, который с годами превращается в обличительный. Правда, все, что я у него слышу, записанное в разные периоды, - звучит фантастически. Но в чем прелесть живого концерта? Люди, которые присутствуют на концерте, его соучастники! Мы только что в Перми делали сюрпризы для зрителей: немножко хулиганили, импровизировали. И в этом смысле театр выигрывает у кино. А в чем-то другом кино выигрывает у театра.
РГ: А как вы относитесь к соединению разных жанров в музыке? Хворостовский записал альбом с Игорем Крутым, Анна Нетребко спела с Филиппом Киркоровым. Нужны ли такие эксперименты?
Башмет: Отношусь к таким экспериментам с удовольствием! С Ларисой Долиной я давно это сделал. Мне как раз нравятся неуловимые мостики между жанрами: сыграть Yesterday Битлз как симфоническую поэму или сделать проект с Игорем Бутманом. Для нас Игорь Райхельсон даже написал джазовую сюиту. Я играл и со Стивом Уандером в Карнеги Холл. И это было событие!
РГ: Вы как-то сказали, что ваш идеал - "большой музыкант-исполнитель". В современном мире вы видите такой идеал?
Башмет: На этот вопрос нет однозначного ответа. Есть, скажем, музыкант, который несет в своем искусстве стиль, вкус, но не соответствует колебаниям окружающей среды. Он оказывается в какой-то изоляции, хотя у него есть своя публика, его уважают, почитают, а слава достается более дешевому мыслителю. Есть что-то еще, что работает на популярность. Лично для меня изумительные, несущие правду, честность в искусстве - это Наталия Гутман, Элисо Вирсаладзе, Виктор Третьяков. Из молодых - Алена Баева. Есть играющий только в Питере Григорий Соколов, есть Владимир Спиваков, есть Михаил Плетнев. Я верю в Дениса Мацуева.
РГ: Вы как-то сказали, что "все будет хорошо на земном шаре, если человечество будет любить классическую музыку, верить в бога и заниматься самосовершенствованием". Почему на первое место вы ставите любовь к классической музыке?
Башмет: Потому что она обращена к душе человека, и это уже подтверждено практикой.