Руководство Российского еврейского конгресса предложило МИД Израиля свою помощь в оказании консульских услуг израильтянам, находящимся на территории России. Но дело не в том, что посольство не справляется со своей работой, а в том, что забастовка израильских дипломатов продолжается до сих пор.
Она началась в конце прошлого декабря. Как сообщил "РГ" ответственный секретарь русскоязычной израильской газеты "Вести", бастуют в основном сотрудники нижнего и среднего звена, хотя они и выходили на демонстрацию в майках с надписью: "Я нищий дипломат". Физические лица в посольствах не принимаются, визы не выдаются, заблокированы все назначения, израильские дипломаты не могут выехать из страны.
По словам главы забастовочного комитета Ханана Годера, мидовцы недовольны низкой зарплатой. Около двенадцати процентов из них получают зарплату меньше той, за которой начинается официальная черта бедности. "Я несу ответственность за своих коллег, и я должен это изменить", - полон решимости Ханан Годер.
Он напоминает, что низкую зарплату сотрудника дипломатического ведомства крайне тяжело компенсировать чем-то другим: "Работая в МИД, невозможно выжить, если у тебя нет богатых родителей". В заграничные командировки, которые бывают весьма частыми и продолжительными, они должны брать с собой семьи, а это означает, что их жены после нескольких таких поездок обязательно теряют работу. Например, жена Годера, доктор, сейчас как раз в очередной раз пытается трудоустроиться. Такая жизнь означает, что в пожилом возрасте на семью будет приходиться только одна нормальная пенсия. Выплаты жене будут или смехотворными или их не будет вообще.
Жители Израиля разделились на три части. Одни "нищим дипломатам" сочувствуют. Другие не принимают их забастовку, так как она больно бьет по национальным интересам страны. Третьи находятся в "золотой середине". Среди них - депутат кнессета, председатель фракции "Ликуд" Зеев Элькин. В интервью "РГ" он согласился, что зарплата работников МИД действительно невысока - особенно по сравнению с трудящимися в частном секторе. И ее повышение - необходимое действие для сохранения хороших кадров.
Вместе с тем он уверен: "профсоюз не прав в том, что не сделал исключение и не прервал забастовку ради двух вещей - визита президента России Дмитрия Медведева и участия Израиля в Совете Безопасности ООН", на котором как раз обсуждались проблемы Ближнего Востока. Израильскому послу даже пришлось писать объяснительное письмо, в котором он указал, что не приехал на заседание не по политическим причинам, а из-за подчинения указаниям забастовочного комитета.
Ханан Годер объясняет: в прошлом году работники МИД трижды предупреждали о возможной забастовке. Однако эти меры действия не возымели. Так, они поняли, что эффекта можно добиться, только если их забастовка будет широко освещаться в СМИ.
Когда она закончится? На этот вопрос ответа не дал никто из опрошенных "РГ". Ханан Годер рассказал, что в четверг состоялась очередная встреча профсоюза с представителями министерства финансов. На ней был достигнут компромисс, который устроил обе стороны. Согласно договору часть сотрудников МИД должна получить повышение оклада на 11 процентов, а другая - на 17. По словам Ханана Годера, такой вариант - это компромисс: "Он не хороший и не плохой. Он нормальный".
Однако в дело неожиданно вмешалось руководство МИД. Они предложили увязать вопрос о зарплатах с оценкой квалификации работников. Проще говоря, предложили провести исследование, кто работает хорошо, а кто плохо, и поднимать зарплату в соответствии с результатами тестов. Но профсоюз на это не согласился.
Ханан Годер негодует: "Футбольный матч закончен, рефери уже просвистел. Нельзя теперь добавлять к игре еще 90 минут". Вместе с тем он полагает, что идея об оценке квалификации персонала - неплохая, но нельзя ее увязывать с увеличением зарплат. Как сообщил "РГ" представитель МИД Энди Давин, сейчас руководство внешнеполитического ведомства взяло паузу. Когда будет вынесен окончательный вердикт, не известно никому. Как пошутил Ханан Годер, может быть, они уже подписали наше соглашение пять минут назад, только никому ничего не сказали.
Если же положительное решение так и не примут, профсоюз продолжит забастовку до тех пор, пока не будет выполнена хотя бы часть его требований. И сколько еще официальных делегаций не сможет приехать в Израиль, покажет только время и упрямство всех трех заинтересованных сторон.