25.01.2011 00:20
Происшествия

Милиция отмечает рост заказных убийств родственников

Милиция отмечает рост заказных убийств родственников
Текст:  Наталья Козлова
Российская газета - Федеральный выпуск: №13 (5389)
Читать на сайте RG.RU

В Самаре только что вынесен приговор 25-летнему Антону Жирнягину и 24-летней Ирине Крикуновой. Муж с женой попыталась организовать заказное убийство своих родных.

Приговором суда супругам назначено 6 лет лишения свободы - каждому. Муж отсидит в колонии строгого, а женщина общего режима.

Жертвам очень повезло - в роли киллера выступил оперативный сотрудник управления ФСБ по Самарской области. Именно к нему муж с женой пришли с предложением убить отца Антона, который был руководителем управления миграционной службы по области, и его брата. Жизнь родных парочка оценила в миллион рублей.

Ирина передала оперативнику фотографии жертв, информацию, где те бывают, на чем ездят и 25 тысяч предоплаты, оставив расписку на 1 миллион рублей в качестве гарантии за оказанные услуги. Причина "заказа" - деньги и недвижимость.

Практически в это же время в Подмосковье была задержана 51-летняя пенсионерка. Уже немолодая женщина из города Щелково пыталась заказать убийство троих своих родственников. Один из оперативников выступил под видом наемного убийца. Женщина предложила ему за 50 тысяч рублей лишить жизни трех родных ей людей - племянника, его супругу и сестру. Члены семейства никак не могли поделить имущество.

В Санкт-Петербурге вынесен приговор 38-летнему Александру Старовойтову, инспектору дорожно-патрульной службы, заказавшему убийство родного дяди. Он подыскал человека, который согласился решить проблему за 70 тысяч рублей. После передачи денег исполнителю Старовойтов был задержан. Горсуд дал ему 5 лет в колонии строгого режима.

Там же в Питере несостоявшийся наследник заказал убийство сразу троих родственников. 27-летний Дмитрий Евтодий уже отбывал наказание за убийство матери в Мурманской области. Оттуда, из-за решетки , "заказал" смерть своей сестры и ее мужа. Киллером выбрал другого осужденного, который уже отсидел срок. Мотив убийства был тот же, что и в случае убийства матери: Евтодий хотел завладеть квартирой. За убийство супружеской пары заказчик пообещал потенциальному исполнителю 25 тысяч долларов. Всем этим жертвам повезло. Киллеры оказались оперативниками. Но как правило, шанс предотвратить подобные преступления выпадает нечасто.

В конце прошлого года столицу потряс случай, когда задержали троих подростков, которые спланировали и совершили убийство 35-летней медсестры Филатовской детской больницы. Были задержаны двое подростков, которые закололи женщину ножом. Они рассказали, что преступление им заказала 15-летняя дочь жертвы - Татьяна.

Когда девушку доставили в Следственный отдел по Коптевскому району, малолетка была совершенно спокойна и не раскаялась в том, что сделала с матерью, которая ей мешала развлекаться.

Специальной статистики "родственных" убийств правоохранительные органы не ведут. Но в "убойных" отделах хором подтверждают - год от года киллеров для простого народа становится все больше. Из примерно 80 тысяч убийств за год большинство приходится не на богатых коммерсантов, а на рядовых граждан. Причем зачастую сумма такого заказа смехотворна - от бутылки водки до ста долларов. В общем, феномен родственного заказа уже есть, а специальных исследований киллерства, ушедшего в народ, пока - нет.

компетентно

Александр Петров, член адвокатской палаты Москвы:

- Стремительный рост числа родственных заказных убийств может привести к мысли, а не нужно ли что-то изменить в уголовном законе? Пока Уголовный кодекс не предусматривает какой-либо специальной ответственности за убийство родственника (исключение составляет статья 106 УК РФ - убийство матерью новорожденного ребенка) и за такое убийство ответственность виновного наступает на общих основаниях.

Думаю, что решить эту проблему путем изменения уголовного закона нельзя. Прежде всего возникает вопрос: ответственность за такое убийство должна быть более строгой или более мягкой, чем за "обычное" убийство? На первый взгляд, конечно же, более строгой! Ведь когда мать заказывает сына, сын - отца, сестра - брата, с моральной точки зрения это намного страшнее, чем организация убийства постороннего человека. Но, с другой стороны, причины для такого заказа могут быть самые различные. Когда я работал следователем прокуратуры, в моей практике было дело, когда мать заказала убийство своего сына из-за того, что он на протяжении нескольких лет избивал ее, забирал у нее деньги, которые тут же пропивал, издевался над ней.

Справедливо ли будет в таких ситуациях наказывать за организацию убийства родственника более строго? Кроме того, неизбежно возникнет вопрос, кого считать применительно к такому виду убийства родственником? Учитывать степень родства? Тогда придется дифференцировать ответственность: за убийство родителя - столько-то лет лишения свободы, за убийство бабушки или дедушки - столько-то. Звучит как-то дико, не правда ли?

Взять за критерий совместное проживание тоже не получится. Так, родители и взрослые дети часто проживают раздельно.

Кроме того, наказание за убийство и без того достаточно суровое. Однако, как показывает практика, это не останавливает ни заказчиков, ни исполнителей. По заказным убийствам ответственность и без того максимальная. Так, совершение убийства по найму наказывается сроком от восьми до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Таким образом, действующий уголовный закон за организацию убийства родственника позволяет наказать виновного максимально жестко. Вместе с тем при наличии смягчающих обстоятельств суд может проявить к виновному и снисхождение.

Думаю, что борьба с заказными родственными убийствами путем изменения уголовного закона будет не только неэффективной, но и в принципе не целесообразной. Остановить волну родственных заказных убийств уголовно-репрессивным методом нельзя. Для этого должно что-то измениться в обществе.

Криминал Следствие