По решению Вахитовского районного суда Казани половина участников рейдерских захватов получили условные сроки, остальные - небольшие. В Прокуратуре РТ посчитали приговор несправедливым и подали кассационное представление.
Это дело в республике назвали одним из самых сложных: расследование преступлений группы длилось около двух с половиной лет, почти столько же времени ушло на судебное разбирательство. Все деяния злоумышленников нашли отражение в 246 томах уголовного дела, одно только обвинительное заключение заняло более ста томов.
Как рассказал корреспонденту "РГ" гособвинитель Сергей Чалмаев, за время следствия в суде допросили свыше пятисот очевидцев. Сложность заключалась в том, что большинство из них были раскиданы по всей России, а кто-то уже давно перебрался за рубеж. В числе свидетелей были и такие, кого пришлось брать под охрану.
А что в итоге? Организатор группы Рифкат Вахитов, для которого гособвинитель просил у суда восемь с половиной лет, получил срок в два раза меньше. Бывший директор казанской обувной фабрики, не без помощи которого от когда-то крупнейшего предприятия России осталось только название, по мнению прокуратуры, должен был быть наказан на семь с половиной лет. А суд решил, что хватит с него и 3 лет 10 месяцев. Единственный, кто получил срок, который просил для него гособвинитель, это бывший помощник депутата Госдумы РФ Сергей Клименко. По решению суда он получил семь лет вместо восьми. Еще три участника группы отделались условными сроками.
Как удалось доказать следствию, рейдеры поработали на шести промышленных предприятиях Татарстана, среди которых были и федеральные структуры.
Прокол случился, когда группа задумала обанкротить нижнекамский завод металлических конструкций.
- На предприятии была создана задолженность и введен фиктивный кредитор, - рассказывает корреспонденту "РГ" гособвинитель Сергей Чалмаев. - И вот тут вышла промашка. Дело в том, что одним из крупных кредиторов завода оказалось "Татэнерго". Руководство предприятия инициировало проверку, чтобы выяснить, откуда взялся фиктивный кредитор, с которым до сих пор не было ни одного договора. И таким образом потянулась ниточка. Когда следователи вплотную взялись за нижнекамское предприятие, то поняли, что группа похозяйничала не только здесь, но и на многих других заводах и фабриках.
Только с двух нижнекамских предприятий, где группа создала искусственную задолженность перед подконтрольными им фирмами, рейдеры с 2004 по 2006 год смогли похитить свыше 700 тысяч рублей и получили права на имущество стоимостью 27 миллионов рублей. Правда, в их планы входило обогатиться здесь еще на 77 миллионов рублей. С помощью фиктивных сделок по продаже несуществующих банковских векселей казанской обувной фабрики группа заработала более четырех миллионов рублей, еще восемь миллионов рейдеры намеревались получить с продажи имущества предприятия. Кусок от общего пирога перепал и директору фабрики Рамису Гизетдинову. Стоит отметить, что он единственный из руководителей предприятий, кто попал на скамью подсудимых. Этот человек прекрасно знал о том, что творится на его фабрике, и ничего не сделал, чтобы остановить захват. Напротив, всячески способствовал разорению. В своих махинациях группа задействовала банк "Никольский", который в это время очень удачно лопнул.
Жили члены группы на широкую ногу, ни в чем себе не отказывая: ездили только на дорогих иномарках, проживали в коттеджах, покупали самую современную технику. К примеру, быт бывшего помощника депутата Госдумы, участника рейдерской группы Сергея Клименко, был продуман до мелочей. Во время обыска в его коттедже оперативники наткнулись на световую дорожку, которая вела от кровати до туалета...
Никто из них даже и не подумал скрыться за границей. Зачем? Каждый считал, что действовал "законно", ведь мошенники приходили на предприятия с судебными решениями, которые были в их пользу.
Это далеко не первый громкий случай в республике, связанный с рейдерством. Порой дело доходило и до силовых захватов. Так, в 2001 году в Казани рейдеры взяли штурмом научный институт на улице Сеченова. Причем до науки им не было никакого дела. Их интересовала исключительно земля, на которой было построено здание института. Уж слишком цена на нее была привлекательной. В 2005 году рейдеры брали силой здание "Детского мира", что в самом центре Казани. Причина та же - удачное месторасположение.
Сейчас в суде Алькеевского района Татарстана рассматривается дело о захвате двух сельскохозяйственных кооперативов. По обвинению в мошенничестве предстал предприниматель из Тольятти. Если приговор будет в пользу сельчан, они смогут вернуть свои земли, которые каждый из кооперативов оценил в 13 миллионов рублей. Хотя их рыночная стоимость, которая, собственно, и привлекла мошенника, в десятки раз выше.