25.01.2011 00:20
Власть

Защитники прав потребителей считают, что судебный процесс с авиакомпаниями не окупится

Защитники прав потребителей считают, что судебный процесс с авиакомпаниями не окупится
Текст:  Нина Егоршева
Российская газета - Федеральный выпуск: №13 (5389)
Читать на сайте RG.RU

Авиаперевозчики уже объявили о том, что они будут компенсировать ущерб пассажирам рейсов, застрявшим перед Новым годом в столичных аэропортах. Однако в Обществе защиты прав потребителей настаивают: компенсации крайне малы и не покрывают даже части потраченного гражданами во время многочасового ожидания вылетов.

Шансы вернуть деньги через суд также не велики. Сейчас в Интернете в социальных сетях идет сбор подписей пассажиров злополучных рейсов, пожелавших судиться с авиперевозчикоми. Однако и здесь эксперты предупреждают, что получить с авиакомпаний свое будет нелегко. "Судебный процесс обойдется в большую сумму, чем потенциальное денежное возмещение пострадавшим", - считает председатель общества защиты прав потребителей "Общественный контроль" Михаил Аншаков.

Дело в том, что на данный момент Воздушным кодексом для перевозчика установлен минимальный размер ответственности в части нарушения сроков по договору воздушной перевозки 25 рублей в час. Максимальная задержка предновогодних рейсов составляла трое суток, то есть 72 часа. Значит, за эти дни человек может получить не больше 1800 рублей. Вполне естественно, что пассажиры, просидевшие столько дней в аэропорту, могли потратить куда более серьезную сумму. При этом, чтобы подтвердить во время судебного процесса траты, на руках нужно иметь все чеки, даже на простую бутылку воды. Только в этом случае суд может присудить авиакомпании вернуть пассажиру деньги сверх лимита, продолжает Михаил Аншаков. Конечно, пассажиры будут просить оплату и морального вреда: кто-то опоздал на отмечание Нового года или потерял часть отпуска. "Но судья, скорее всего, будет уменьшать компенсацию за моральный ущерб до 3-5 тысяч рублей. Больше, как правило, пострадавшей стороне не удается получить", - говорит эксперт.

Напомним, что "ледяной дождь", который 25 декабря прошлого года обрушился на Москву, на несколько дней парализовал работу двух крупнейших столичных аэропортов. Тысячи людей оказались "заблокированными" в зданиях аэровокзалов без связи, пищи и воды, не имея возможности вылететь. Авиакомпании обещали удовлетворить часть претензий. Так, "Трансаэро" заявила о намерении выплатить компенсации 115 пассажирам по документально подтвержденным убыткам, включая оплату гостиницы, питание и прочее, плюс 50 рублей за каждый час ожидания. Общая сумма выплат по этим заявлениям - около 1,4 миллиона рублей. Авиакомпания "Аэрофлот" согласилась выплачивать денежное возмещение в рамках действующего законодательства - по 25 рублей за каждый час задержки. При этом руководство авиакомпании объявило, что пассажиры ряда отложенных рейсов, которые попали в список, опубликованный на сайте компании, могут получить бесплатные билеты-ваучеры в один конец на любой рейс авиакомпании в течение года.

Общество защиты прав потребителей уже обратилось к правительству с предложением внести поправки в Воздушный кодекс. Оно просит увеличить сумму ответственности авиаперевозчиков. Например, за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает неустойку в размере 3 процентов от провозной платы за каждый час просрочки. Известно, что работающая в минтрансе комиссия уже на этой неделе должна представит свои поправки в авиационное законодательство. На вторник планируется заседание в Совете Федерации, на котором, возможно, предложения минтранса будут озвучены.

Госуправление