25.01.2011 00:40
Экономика

Российские любители горных лыж предпочитают Австрию и Италию

Российские любители горных лыж предпочитают российским спускам Австрию и Италию
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №3 (785)
Читать на сайте RG.RU

Горнолыжный сезон в разгаре, первый его пик - новогодние праздники - позади, но впереди еще февраль, который считается самым горячим месяцем для горнолыжного туризма. Как и раньше, самыми востребованными направлениями стали Австрия, Франция, Италия. По данным рейтинговых агентств, в списке девяти самых популярных курортов почти треть - австрийские. В прошлом году Австрию посетили 65 тысяч российских горнолыжников, это почти 40% наших сограждан, выезжающих на активный зимний отдых в горы. Альпийскими курортами N 1 для русских становятся то Майрхофен то Зелден, при этом большинство наших туристов предпочитают размещаться в отелях 4-5 звезд. Другая ситуация во французских Альпах, которые занимают вторую позицию в рейтинге. Здесь появился новый тренд - переплачивать за фешенебельные отели в Шамони или Куршевеле становится не модно, зато вырос спрос на менее дорогие курорты Менюир и Ла-Плань. Третье и четвертое места в рейтинге занимают горнолыжные курорты Италии и Швейцарии. Однако если швейцарские Альпы из-за дороговизны потеряли 10% российских туристов, то Италия, напротив, показала наибольший прирост турпотока среди альпийских стран.

По мнению генерального директора компании "Асент трэвел" Игоря Козлова, Италия, возможно, уже опережает Австрию по популярности у россиян. Просто людям надоело годами ездить в одно и то же место. Раньше Италия отставала из-за слабой рекламы, но после Олимпиады в Турине она сильно пошла в гору. Постоянно расширяются предложения туроператоров, растет число мест, куда летают чартеры и откуда. Есть спрос на Финляндию. Сейчас финны очень много вкладывают в горнолыжную индустрию. С нуля созданы великолепные курорты, скажем, Рукка. Из любого отеля там можно встать на лыжи и ехать на подъемнике на гору. Все компактно, все рядом: и беговые лыжи, и горные, сауны, тренажерные залы, рестораны.

В целом же величина объемов продаж осталась прежней, но изменилась ориентация и глубина бронирования. Люди стали покупать более дешевые туры. Изменилась ментальность людей, изменилась структура рынка, изменилась политика авиакомпаний, отелей, изменилась структура всех ведущих операторов. Увеличилось раннее бронирование, то есть туры стали бронировать с сентября и даже с августа.

А как обстоят дела с отечественными курортами? По словам председателя Союза горнолыжной индустрии Григория Ариевича, российские курорты пока отстают по сервису от зарубежных, но есть тенденция к улучшению. Число туристов тоже растет. В школах в полтора раза больше желающих перед поездкой в горы пройти курс обучения. Спрос на инвентарь увеличился тоже в полтора раза.

К сожалению, конъюнктура складывается не в нашу пользу. Если раньше россияне катались только на Кавказе и в Кировске, то сейчас можно ехать куда угодно. В Австрию, Италию можно съездить за те же деньги, что и на Кавказ, а в Болгарию и Польшу еще дешевле. Но по Кавказу есть существенные изменения. К 2020 году государство готово построить на Северном Кавказе пять новых горнолыжных курортов. К проекту, который по поручению президента Дмитрия Медведева курирует его полпред в Северо-Кавказском федеральном округе (СКФО) Александр Хлопонин, планируется привлечь Сбербанк, Morgan Stanley, JPMorgan, Citi, Allianz. Строительство горнолыжных комплексов планируется в Матласе (Дагестан), Мамисоне (Северная Осетия), Архызе (Карачаево-Черкесия), Лаго-Наки (Адыгея) и в Приэльбрусье (Кабардино-Балкария).

Бюджет курортов в СКФО в два раза превысит инвестиции в олимпийскую стройку в Сочи. Общий объем вложений за десять лет в пять курортов СКФО может составить 451,44 млрд руб. (около $15 млрд), из них 272 млрд руб. - средства институциональных инвесторов, 119,28 млрд руб. - частные инвестиции и кредиты банков. Бюджет же вложит около 60 млрд руб. в создание дорожной инфраструктуры и инженерных сетей.

Общая площадь, которую займут пять курортов, достигнет 4 тыс. га, где необходимо построить горнолыжные трассы протяженностью 803 км и 104,5 тыс. мест для размещения туристов. Также к уже пяти действующим в регионе аэропортам планируется построить два новых. Самыми крупными курортами должны стать Мамисон, где на 1,5 тыс. га планируется построить 300 км трасс и 50 тыс. мест для туристов, и Архыз, где длина спусков составит 278 км, а количество гостиничных мест - 21 тыс. Строительные работы планируется начать в 2011 году, а завершить к 2020 году.

Знаковым для Хакасии является проект горнолыжного комплекса на горе Гладенькая, в северной части Западных Саян. Здесь предполагается строительство зданий туристической, транспортной и инженерной инфраструктуры: отелей, кемпингов, автодорог, парковок, линий связи, монтаж канатных дорог и систем искусственного снегообразования. Проект будет реализован на принципах государственно-частного партнерства. Сейчас в этой местности существует горнолыжная трасса, единственная в Сибирском федеральном округе, где проводятся соревнования по горнолыжным дисциплинам. Через 5 лет в горах построят дополнительно 20 трасс, в том числе детскую, а кроме того - канатно-кресельные и канатно-буксировочные дороги и несколько мини-отелей.

Помимо этого в целях создания современных спортивно-туристических комплексов для подготовки спортивных команд и развития внутреннего и въездного туризма на территории республики реализуются инвестиционные проекты "Центр спортивной подготовки "Тея" и "Ивановские озера".

Григорий Ариевич считает, что изменения к лучшему уже начались в Приэльбрусье. Там уже проводятся соревнования любителей, а в прошлом году прошел чемпионат среди профессионалов. Это способствует поднятию интереса к горнолыжному спорту в России. Там ведь можно проводить и летние соревнования на леднике. Если ехать на своей машине, это будет дешевле, чем в Австрии. Сервис в гостиницах очень приличный, но вот обработка склонов пока отстает. Урал тоже достаточно перспективный район. Там есть великолепные зоны катания, где проходят соревнования. К тому же Урал расположен ближе к столицам. По железной дороге туда добираться дешевле. И все же пока турист делает выбор в пользу Австрии и Италии, и это оправданно - у нас нет таких больших зон катания. Три, четыре, пять подъемников. Это мы имеем в Приэльбрусье и на Урале. А там 100 подъемников, 100 километров трасс. Пока и гостиниц у нас мало. Крупным операторам нет смысла туда идти.

Иностранные инвесторы всегда проявляли интерес к кавказским горнолыжным курортам, но очень часто все это заканчивалось на стадии бизнес-планов. Реализовать их в условиях нашей страны было очень сложно. Большая проблема - перелет, наши внутренние цены на перелет просто ужасают. Поэтому цена тура сразу же вырастает до европейской. В Сочи летают несколько авиакомпаний, и сразу цена упала, а в Минводы летает две-три компании, и цены запредельные.

Почти половина лыжников ездит в горы самостоятельно. Дикари были во все времена и всегда будут, но, по мнению Игоря Козлова, процент их будет снижаться. В США число интернет-бронирований дошло до 60-70%, а сейчас начало снижаться, потому что люди не получают того, что они хотели бы, а рядом с шикарной гостиницей может оказаться стройка. Сейчас операторы начали делать специальные программы для этих дикарей. Хотите авиабилет отдельно, хотите гостиницу отдельно, визу и т.д. - пожалуйста.

Но групповые поездки все равно обходятся дешевле. При групповом размещении есть определенные скидки, чартер дешевле, трансфер, доставка лыж и скидки на подъемники. Впрочем, настоящие фанаты горнолыжного спорта готовы выкладывать за свое хобби любые деньги.

Туризм