27.01.2011 00:42
Экономика

В Нижнекамск отправились 2 суперсовременных автобуса МАЗ

Потенциал совместных программ высоко оценили пассажиры
Текст:  Владимир Федоров
Союз. Беларусь-Россия - Федеральный выпуск: №3 (487)
Читать на сайте RG.RU

На днях Минский автозавод отгрузил в город Нижнекамск два суперсовременных городских автобуса. Дизельный двигатель и автоматическая коробка передач самых известных мировых производителей делают эти машины особенно комфортабельными и экологически безопасными. Сейчас минские автозаводцы ждут, что скажут об их продукции автотранспортники и пассажиры. От этой оценки зависят поставки очередной партии - всего нижнекамцы предполагают закупить на МАЗе в нынешнем году до 10 городских автобусов. Впрочем, минскую продукцию в Татарстане и сейчас знают неплохо. Еще несколько лет назад МАЗ поставил в Казань 50 городских автобусов. Их цена и качество городские власти и пассажиров устраивают вполне, так что сейчас, в связи с предстоящим проведением в Татарстане универсиады, идут переговоры о закупке минских троллейбусов.

Прорыв на этот рынок удался минским автомобилестроителям не сам собой. Приходится конкурировать с многочисленными фирмами, участвовать в выставках, проводить демонстрационные показы, вести непростые переговоры. В числе решающих обстоятельств - солидный технический и производственный потенциал, накопленный МАЗом при выполнении двух союзных научно-технических программ, в результате которых предприятие наряду с российскими партнерами вышло на выпуск автомобилей и автобусов стандарта Евро-3 и подготовилось к переходу на еще более строгие технические нормы. Передовое техническое мышление, добросовестность в выполнении договорных обязательств коллектива автобусного производства МАЗа по достоинству оценили и в других регионах России.

Минский автозавод начал строиться сразу после Великой Отечественной войны при активном участии российских предприятий, НИИ и специалистов. Однако производство автобусов коллектив самостоятельно освоил относительно недавно. Сначала насыщали белорусские автопарки, а практически первые зарубежные поставки этой техники пришлись на Россию, где также ощущался голод на современный городской автотранспорт. Первоначальная мощность автобусного производства на МАЗе увеличена вчетверо, до двух тысяч в год. До 12 моделей в 30 модификациях вырос модельный ряд: от компактных до "гармошек" повышенной вместительности.

Особенно много минских автобусов в Москве. Благодаря современному дизайну, яркой раскраске, комфортабельности они не теряются в плотном транспортном потоке столицы. Сотни таких автобусов были собраны на Тушинском машзаводе из минских машинокомплектов. Сейчас по аналогичной схеме развивается сотрудничество с Сокольническим вагоноремонтным заводом. Правда, собирать там будут не автобусы, а троллейбусы, которые МАЗ также выпускает. В прошлом году он поставил московскому предприятию 20 машинокомплектов электрических транспортных средств, в этом реализует в полтора раза больше.

Выбор в пользу МАЗа сделали и транспортники северной российской столицы. Только в прошлом году в Санкт-Петербурге на линии вышло еще 30 минских автобусов. В нынешнем жителей города на Неве порадуют еще 160 новеньких минских машин повышенной комфортабельности. А в целом же МАЗы перевозят россиян на всей огромной территории, от Сочи до Крайнего Севера. Иркутск, Красноярск, Пермь... Недавно МАЗ выполнил очередной заказ северян: направил на испытания городской и междугородний автобусы в специальном исполнении. В окна и двери по предложению заказчиков установили стеклопакеты, в салон - дополнительные обогреватели. Испытания должны были продолжаться до марта, однако по городскому автобусу "добро" на оплату машины уже дано, впереди - переговоры о поставке более крупной партии.

На МАЗе корреспонденту "СОЮЗа" сообщили, что всего поставили в Россию тысячи автобусов. Только в прошлом году туда ушли 460 машин, в этом планируется поставить не менее 600. Это будут в том числе автобусы новых типов: сейчас проходят сертификацию машины малого класса, рассчитанные на 20 - 22 пассажира, на очереди - выпуск микроавтобусов на 10 - 12 человек. Генеральный директор МАЗа Александр Боровский отметил также, что на предприятии ждут появления очередной союзной программы развития дизельного автомобилестроения и готовы принять в ней участие. Выгоды от такого сотрудничества, как видим, получают пассажиры двух стран.

Владимир Федоров

МИНСК - НИЖНЕКАМСК

Экономика Татарстан Волга-Кама