Триумф фильма "Брестская крепость" продолжается. В Культурном центре ФСБ России прошла торжественная церемония вручения премий ФСБ России за лучшие произведения литературы и искусства о деятельности органов службы безопасности. Картина "Брестская крепость" награждена как лучший фильм, получил награду и Андрей Мерзликин за лучшую актерскую работу. Напомним, он сыграл в эпопее начальника погранзаставы Андрея Кижеватова.
- Андрей, вы получили премию ФСБ за роль в фильме "Брестская крепость". Какие ощущения испытали?
- Это было неожиданно. Позвонили, представились: "Это секретариат Федеральной службы безопасности. Просьба отменить все ваши дела 15-го, мы приглашаем вас на вручение премии ФСБ в области кино за фильм "Брестская крепость". Вручение проходило в знаменитом клубе на Лубянке, где собрались достойные люди, защищающие нашу Родину. Я пришел не один, вместе с продюсером Игорем Угольниковым, режиссером Александром Коттом, исполнителем роли трубача Алешей Копашовым. Первую премию получил народный артист СССР Юрий Соломин. Мне было приятно стоять на одной сцене с уважаемым человеком, на фильмах которого я вырос. Подсчитал: Юрий Мефодьевич в скольких военных фильмах сыграл , оказалось - пять лет в военной гимнастерке проходил. Мы выросли на фильме "Адъютант его превосходительства". Я стоял с Соломиным на одной сцене, мне было приятно, что произошло соединение с моим детством.
- С каким чувством вы получали премию?
- Я хотел поблагодарить тех, кто посмотрел фильм. Мне важно, чтобы его посмотрели все Я снимался ради будущего детей.
- Какая зрительская аудитория у фильма?
- Основным зрителем "Брестской крепости" стала молодежь от 18-23 лет. Я благодарен Игорю Угольникову, продюсеру фильма "Брестская крепость", режиссеру Александру Котту за то, что они нашли в себе силы и мужество снять фильм, который посмотрели не только взрослые люди, знающие историю страны, но и молодежь, которую обвиняют в бездуховности. Некоторые смотрели по два раза, звали родителей, которые об этом фильме узнавали через своих детей. Фильм создавался именно для такой аудитории. Молодому зрителю стало понятно, что война - очень страшное событие, которое переворачивает полностью жизнь человека, когда бытовые ценности уходят на последний план, а на первый ставится вопрос: быть или не быть, жить или не жить. "Война и человек" - этот основной акцент "Брестской крепости" понятен зрителю.
- Как вы работали над образом вашего героя Андрея Кижеватова?
- Андрей Митрофанович Кижеватов - легендарная личность. Высший командный состав покинул крепость, средний состав - мои ровесники - вынуждены были взять командование на себя, чтобы стабилизировать обстановку, они побороли панику, организовали оборону. В первую очередь они были пограничниками. Пограничники дают присягу, что они не пропустят врага через государственную границу. Хоть враг уже был на территории Брестской крепости, Андрей Кижеватов в течение первых двух суток пытался вывести наряд на территорию границы. Для меня еще важно, что он был многодетным отцом - у него трое маленьких детей. Их в числе женщин и детей пришлось сдать в плен, так как ситуация была абсолютно безвыходной - враг был уже под Минском . Это не укладывалось в голове мирного жителя. Но такое решение было единственно правильным на тот момент.
- Как сложилась судьба защитников крепости?
- Они прошли концлагеря, были освобождены, на их свидетельствах строилась книга Сергея Смирнова "Брестская крепость".
- Почему в фильме не показано, как погиб ваш герой?
- Нет ни одного свидетеля гибели Кижеватова. Мы не имеем права домысливать.
- Как фильм воспринимали зрители?
- В фильме нет идеологической подоплеки, принятия той или иной стороны. Только факты. Это максимальная реконструкция событий. Всю драму и трагедию Брестской крепости показать невозможно. Они намного сложнее и страшнее. Было понятие - "кирпичные люди". Лицо, тело, гимнастерка были алого цвета. Дышать нечем. Три знаменитых очага защиты: 9-я погранзастава во главе с Кижеватовым, другие возглавили Петр Гаврилов и комиссар Фомин, автор приказа N 1, который теперь находится в музее. Они даже объединиться не могли. Все прорывы заканчивались неудачами.
- Ваше отношение к премиям?
- Премия - лучший стимул для работы. Но мы свой приз уже получили - от зрителей в письмах, от отзывов милиционеров, которые останавливают тебя на дороге и говорят: "Спасибо за фильм", от врачей в поликлинике, куда вожу своих детей. Вот основной бонус. Звонили люди, с которыми я не общался по пять лет, они передавали благодарность создателям картины.
- На минском кинофестивале "Листопад" вам тоже была вручена награда от лица Госсекретаря Союзного государства.
- Мне позвонили и сказали, что мне должны вручить картину от Павла Павловича Бородина за роль в фильме. Но я, к сожалению, не смог поехать на закрытие фестиваля.
- Как оценили фильм ветераны?
- Ветераны, посмотрев фильм, плакали. Более того, на премьеру приходил родной сын комиссара Фомина.
- Роль в "Брестской крепости" стала этапной для вас?
- Когда снимался, об этом не думал. В "Брестской крепости" у меня мало было сценического времени, но вышло много экранного: оно увеличивается, как линза.
- В фильме в массовых сценах снялось пол-Бреста.
- Жители города настолько трепетно относятся к своей истории, что считали уникальной возможностью помочь съемкам. На площади реконструировали события - и волосы становились дыбом от взрывов бомб, "присутствия немцев", грохота канонады. Жители Бреста, участники массовых сцен, целыми днями изображали "убитых". Это очень сложная актерская задача. Одного парнишку - сына полка, возвращавшегося с массовки, сбил автомобиль. Он чуть не умер. Директор картины нашел врачей в Минске, помог с лекарством, и вот с Божьей помощью он вышел из комы, стал говорить, хотя был похож на узника Бухенвальда. И вдруг на Новый год звонок: "Андрей, я хочу вас поздравить с Новым годом. Это я - Женя!" Комок в горле. После премьеры мы поехали к нему в гости. Мама его накрыла стол. Они живут за городом в небольшом домике. И я сидел с "защитником" Брестской крепости, пил чай, передо мной сидел пацан, который уже играл в футбол... И это казалось чудом.