Вместо восьми лет обучения балетным танцовщикам придется провести в стенах хореографических училищ всего три года. За это время, считают специалисты, нельзя подготовить будущую прима-балерину, зато легко можно потерять лучших педагогов-хореографов в стране.
- Тут у нас "лежбище", - смущенно указывают преподаватели Пермского хореографического колледжа на холл перед учебными классами. В холле девушки- выпускницы в теплых вязаных гольфах и мягких тапочках разминаются перед уроком. Кто на перилах тянет ноги, кто на диване, большинство - на полу, пружинят в шпагатах.
- Два года учу вас музыке! - негрозно возмущается Нина Костарева, педагог классического танца. - Если бы вы научились слышать ритм, не делали бы таких ошибок!
Девушки слушаются и в который раз повторяют один и тот же элемент танца - хотя на посторонний, непрофессиональный взгляд юные балерины и без того безупречны.
- Мы принимаем детей после начальной школы - в 11 лет, - говорит Людмила Шевченко, директор Пермского хореографического колледжа. - И без того нарушаем систему преподавания - уже к 9-10 годам организм ребенка достаточно сформирован! Уже можем оценить - длинные ножки, выворотность, подъем стопы, тонкие косточки, длинные мышцы. Сейчас предлагается стандарт, по которому дети до 15 лет будут учиться в школах искусств и только потом придут к нам. Это невозможно - в 15 лет уже слишком поздно учить балету, физический аппарат человека уже сформирован!
Пермское хореографическое училище принимает по 40 абитуриентов в год, комиссия отбирает из 300-400 желающих только самых одаренных девочек и мальчиков. Сюда поступают дети из Европы, с Балкан, из Японии и со всей России - от Калининграда до бухты Провидение на Чукотке.
В выпускном классе, через восемь лет обучения, у каждого, даже не самого выдающегося молодого танцовщика - по шесть-восемь приглашений от ведущих театров страны.
- Нужна выстроенная система тренажа: классический танец - два часа шесть дней в неделю. С четвертого года обучения - народно-сценический танец, с шестого - дуэтно-сценический, репетиции до восьми вечера - так к 18-19 годам формируется профессиональный артист балета, - говорит Людмила Шевченко. - Я не знаю другой специальности, которая требует такого длительного обучения, разве что в медакадемии…
В балете, уверяют педагоги, в каждом па положение тела выверено до градуса: положение каждого пальчика-мизинчика, головы и корпуса может быть только таким, локоток на определенном уровне, "кисточку" раскрыть, чтобы "дышала". Поступив в 15 лет в училище, за три оставшихся года овладеть элитарным искусством балета невозможно.
Хотя примеры, многозначительные в свете нового закона об образовании, есть.
- К нам пробуют поступать ребята из школ искусств, как и предполагает новый закон, - говорит директор колледжа. - Иногда особо одаренных детей мы берем. Сейчас у нас второй год стажируется девочка - она лауреат Дельфийских игр, и даже на профессиональном конкурсе в Красноярске была премирована. Аппарат у нее прекрасный, но я не думаю, что она сможет работать в театре - она слишком поздно пришла к нам.
Педагоги категоричны: несмотря на прекрасные данные, девушка недостаточно обучена - "настроена" на одну вариацию и станцевать весь спектакль при случае - уже не сможет. Ее беда в том, что в свое время она не освоила народный танец, не танцевала в дуэте - специальные танцевальные навыки приобретаются только в профессиональных учебных заведениях как раз за те пять лет, что нынешний вариант закона предпишет проводить в школах искусств. Судьба талантливой танцовщицы в Перми может стать нормой при подготовке артистов балета в России.
- Конечно, мы постараемся пристроить ее в какой-нибудь театр… - говорит директор. - Но если бы она пришла в хореографическое училище вовремя, не в 15, а в 10-11 лет, она бы стала прима-балериной. Сейчас она прима-балериной не станет никогда.
От мысли, что специальное учебное заведение для одаренных детей, методика обучения которых формировалась в течение трехсот лет, будет приравнено к техникуму, педагоги Пермского хореографического колледжа стараются отмахнуться - не верят. Следствием стало бы не только падение уровня подготовки танцовщиков, система начнет разрушаться на корню: педагоги-хореографы младших и средних классов, оставшись без юных учеников, и сами уйдут из российских хореографических училищ - благо их труд и мастерство чрезвычайно востребованы за рубежом.
- Мы хотим остаться в профессии, - категорично заявляют девочки Лена, Настасья и Лиза из первого класса. Девочкам по 12 лет, они поступили в хореографический колледж в прошлом году. Лена - из Перми, Лиза - из райцентра в крае, Настасья - из Сербии. Они начали заниматься балетом в школьных кружках с трех-четырех лет, и уже знают себе цену.
- Нам всем говорят, что мы уже - деревянные: ноги не поднимаются, руки не гнутся, - смущаются Лиза с Леной. - А когда после каникул приходишь, первое занятие у станка - все болит очень. Но когда болит - это приятно.
Девочки в первом классе хореографического колледжа знают, что уже через шесть-семь лет они получат и образование, и профессию, и будут востребованы - осталось только выбрать театр. "Балет - это красиво", - говорят. И мечтают стать примами, конечно.