27.01.2011 00:21
Общество

В России сотни улиц носят имена террористов

Почему в России сотни улиц до сих пор носят имена террористов?
Текст:  Андрей Андреев
Российская газета - Федеральный выпуск: №15 (5391)
Читать на сайте RG.RU

Губернатор Кировской области Никита Белых считает, что надо менять общественное сознание, мирящееся с тем, что улицы российских городов носят имена террористов.

- Очередной теракт. Согласитесь, ужасное сочетание слов. "Очередной"... Снова все выпуски новостей начинаются с трагических известий и сводок о количестве убитых и пострадавших, снова жесткие заявления, снова кто-то обвиняет спецслужбы, снова выдвигаются версии, - пишет глава региона в своем блоге. - Все говорят и все соглашаются с тем, что терроризм невозможно ничем объяснить и невозможно ничем оправдать... Но почему тогда, черт подери, в нашей стране до сих пор сотни улиц, переулков, проспектов, даже станции метро носят имена террористов?

Например, вятского уроженца Степана Халтурина, который в 1880 году организовал покушение на жизнь Александра II.

Тогда император не пострадал, но при взрыве погибло 11 военнослужащих - героев русско-турецкой войны за освобождение Болгарии, 56 было ранено. Именем Халтурина названы улицы в 40 городах, в том числе в Москве и Кирове.

Никита Белых "навскидку" приводит целый список подобных "героев", "прославивших" себя в российской истории массовыми убийствами.

По мнению Никиты Белых, борьба с терроризмом - это не только работа спецслужб, но и отношение, и позиция общества. "Я не утверждаю, - говорит он, - что переименование улиц обеспечит победу над терроризмом - но я искренне считаю, что пока это не произойдет, нельзя даже говорить о такой победе. Так что задумайтесь, хотели бы вы жить на улице, названной именем организаторов вчерашнего теракта?"

Эта запись в губернаторском блоге уже вызвала оживленные дискуссии в вятском обществе. Что неудивительно - по иронии судьбы один из старейших вятских храмов - церковь Иоанна Предтечи сейчас стоит на улице имени революционера Халтурина. Эту ситуацию давно называет абсурдной настоятель этого храма, секретарь Вятской православной епархии Александр Балыбердин. Он был одним из первых инициаторов возвращения улице ее исторического названия. Его инициативу подхватили многие городские организации, рядовые вятчане. Но затем было решено еще раз просчитать все затраты, и вопрос временно отложили. Как говорит секретарь совета Людмила Смертина, скорее всего, к нему вернутся вскоре после мартовских выборов в региональное Заксобрание.

Вариант, который бы удовлетворил и противников и сторонников переименования, предлагает старейшина регионального парламента Николай Киселев. На его взгляд, более разумным было бы оставить официально название, а рядом повесить неофициальное название "Пятницкая" с рассказом об истории этой улицы.

Что собственно, уже и происходит. Вятская епархия по собственному почину уже вывесила такие таблички на ряде зданий на этой улице.

точка зрения

Владимир Чернов, заместитель директора Нижегородского академического театра кукол: Проводить параллели между бомбистами-революционерами и современными террористами, пожалуй, можно только с натяжкой. За последнее время и так кроили и перекраивали историю России много раз, не стоит все сваливать в одну кучу. Революционер взрывал карету начальника жандармерии, при этом погибали и жандарм, и извозчик - это, несомненно, преступление. Сейчас террористы устраивают взрывы в метро, аэропортах, торговых центрах, от этого страдают сотни человек. Уровень преступления совсем другой. Что касается переименования улиц, названных в честь революционеров, то, по-моему, затея эта бестолковая. Вряд ли кто-то из террористов знает о сестрах Фигнер или Софье Перовской. Большинство представителей современного поколения вообще дальше последнего десятилетия с трудом могут назвать кого-то из известных, популярных в свое время людей. То есть и в плане какой-то воспитательной работы это тоже никакого результата, вероятно, не даст.

Сергей Мамаев, скульптор, заслуженный художник России: Переименовывать улицы, носящие имена революционеров-террористов, необходимо, и сделать это надо было давно. Во-первых, у многих старинных улиц есть свое настоящее название, которое они носили веками, их переименование в годы советской власти носило насильственный характер. Сейчас эти имена на табличках домов выглядят как глумление.

Сергей Чесноков, сотрудник синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ кандидат исторических наук: Переименование улиц - дело затратное. Сейчас эти деньги лучше потратить на реальную борьбу с терроризмом или помощь пострадавшим. Я не вижу особого смысла в том, чтобы крушить памятники. Если и переименовывать улицы, то делать это нужно методично, постепенно, без лишнего шума. Если начался пожар, надо тушить огонь, а не фотографироваться на фоне горящего дома.

Образ жизни