28.01.2011 00:21
Общество

Участница Рождественских образовательных чтений: "Мы сейчас на войне за наших детей"

Текст:  Анна Спицына
Российская газета - Федеральный выпуск: №17 (5393)
Читать на сайте RG.RU

В Москве закончились XIX Международные Рождественские образовательные чтения.

Их участница, учитель средней школы N 7 г. Мантурово Костромской области, заместитель директора и преподаватель Основ православной культуры, напросилась в гости к автору учебника, по которому она преподает. Протодиакон Андрей Кураев задавал ей вопросы об апробации его учебника.

Протодиакон Андрей Кураев: Расскажите, какие истории для вас самой стали неожиданными.

Галина Неганова, учитель: У нас была тема "Божий суд". Нам надо было рассказывать историю святого Христофора. Мы когда увидели, не поняли, почем взят в пример святой, о котором даже мы учителя никогда не слышали. А когда вчитались в историю, как св. Христофор желая послужить великому, послужил великому Христу, посадив на плечи и перенеся через реку младенца, нас эта история всех пронзила - и учеников, и учителей. Очень интересной была тема "Бог и богатство". Большинство учеников в классе написали, что деньги - кажущаяся ценность, лишь один, что истинная. Когда мы обсуждали ответы, он повернулся к классу и сказал: "Ребята, а вы чего? А деньги-то..." А они ему: "А любовь? А семья? А вера?". Когда, спустя время, они писали сочинения о своей мечте, он написал: "Я вырасту, стану богатым, буду помогать детскому дому, построю на свои деньги школу и подарю ее своей любимой учительнице". И это все в 4-м классе. Десятиклассники, когда я их ставлю вопросом перед жестким выбором "деньги или счастье?", отвечают "деньги".

Я так растерялась, когда на уроке с темой "Семья" одни мальчик спросил у меня: "А почему семья - это истинная ценность? Поженились, потом развелись, и нет ее..."

Кураев: Доводилось ли вам слышать, обсуждают ли они потом между собой слышанное на уроке?

Неганова: К сожалению, нет. Я ведь не работаю в начальной школе, они ко мне приходят на урок, а потом уходят. Но в коридоре отлавливают, вешаются гроздьями и повторяют: ну когда у нас ваш урок?

Кураев: Нет ли конфликтов в педагогическом коллективе: "Мы на уроке естествознания одно говорим, а вы им внушаете другое!"?

Неганова: Нет. Я в 10 и 11 классах веду естествознание и историю, и у нас практически ни один урок не проходит, чтобы мы хоть краешком не задели тему из "Основ...". А вообще, знали бы вы, какую ерунду мы вбиваем в наших детей! Что только ни преподаем! Ребенок должен знать дурацкий термин "абсентеизм", обозначающий нежелание ходить на выборы. Но при этом дети не знают, что такое Библия! Мы сейчас на войне за наших детей. Сериал "Школа" нам об этом очень хорошо напоминает.

Кураев: Какие недостатки выявились в учебнике в ходе его апробации?

Неганова: Когда я делаю из текста задание ученикам, у меня не сразу это получается. Трудно с темой "Заповеди блаженства". Даже представления учителей - а учителя были наилучшие - отличались.

Образование