31.01.2011 00:17
Культура

"Принцессы" балета выступили на премьерном показе "Отражения"

В Большом театре показали премьеру российско-американского проекта
Текст:  Анна Галайда
Российская газета - Федеральный выпуск: №18 (5394)
Читать на сайте RG.RU

"Reflections / Отражения" продолжили серию проектов, которыми продюсер Сергей Данилян переворачивает представления о банальности балетных гала-концертов. Программу, которую Большой включает в свой постоянный репертуар, показали в Москве всего через шесть дней после того, как мировая премьера прошла в Калифорнии.

Американский продюсер с российским прошлым Сергей Данилян, долгие годы представляющий в США Мариинский балет и театр Бориса Эйфмана, в России прогремел благодаря проектам "Короли танца" и "Диана Вишнева: Красота в движении". Эти концерты разительно отличались от того, что в России десятилетиями подразумевали под балетными концертами.

Данилян из-за океана уловил, что градус интереса публики - во всяком случае, в Москве и Петербурге - сместился с неизменного па-де-де из "Дон Кихота" на современную хореографию. Сначала он привез в Россию танцовщиков-мужчин, которые олицетворяют высшие достижения современного балета, заказав для них новую постановку Кристоферу Уилдону, еще одной бесспорной звезде сегодняшнего искусства, и выбрав сольные номера, каждого представлявшего в наивыгоднейшем свете. Фурор, произведенный четырьмя представителями ведущих балетных школ мира, сподвиг Даниляна на "Королей танца-2" и еще более радикальный сольный проект Дианы Вишневой, до этого рисковавшей, ввязывавшейся в авантюрные проекты, но безрезультатно бившейся в поисках актуальной хореографии. Для нее продюсер соединил в одной программе "высоколобого" Алексея Ратманского с эстетским "Лунным Пьеро", Мозеса Пенделтона, работающим на стыке шоу с танцем, и откровенно эстрадного Дуайта Родена. Придуманные Даниляном проекты отличались именно умением балансировать на той грани, где искусство популярное и элитарное синтезируются, создавая художественный результат и вызывая массовый интерес.

Неудивительно, что после успеха "мужского" проекта поклонники с энтузиазмом футбольных фанатов, требующих гола, стали ждать "женского" варианта "Королей танца" - балет до сих пор ассоциируется прежде всего с примой-балериной как центром балетного мироздания.

Данилян долго опасался такого проекта. Но в итоге не нашел в себе сил сопротивляться инерции массового сознания. Правда, все же предпочел выбрать для работы не столько "королев", сколько "принцесс" международного балетного пространства. И долго выбирая их кандидатуры, в основу новой программы положил идею, противоположную "Королям танца": он решил показать представительниц одной школы, одного поколения, но благодаря работе в разных концах мира получивших совершенно разный профессиональный опыт.

Ставка была сделана на некогда великую московскую балетную школу, ныне переживающую не лучший период истории, но в начале 2000-х необъяснимым образом выстрелившую целой обоймой потенциальных звезд. В течение десятилетия две из них успели занять исключительное положение в балетном мире: это прима Большого Наталья Осипова (в дни калифорнийской премьеры Reflections получившая очередное доказательство мирового признания - английский национальный балетный приз) и звезда Berliner Staatsballett Полина Семионова. Только работа в Балете Сан-Франциско, игнорирующем систему танцовщиков-звезд, заставляет числить где-то в шаге от них одноклассницу Семионовой Марию Кочеткову, обладательницу самой роскошной в мире коллекции наград международных балетных конкурсов. Несколько ниже в официальной табели о рангах располагаются Екатерина Шипулина и Екатерина Крысанова, не достигшие пока вершины карьерной лестницы в Большом театре. Авансом казалось включение в проект пока мало обстрелянной представительницы Большого Анастасии Сташкевич и самой юной участницы Ольги Малиновской, всего четвертый сезон работающей в Национальной опере "Эстония".

Однако чутье создателя "Отражений" проявилось на этот раз не в представлении уникального репертуара (некогда пугавшие продюсера извивы женских характеров сказались на его подборе не лучшим образом), а именно в выборе балерин. Эта семерка с группой поддержки в лице солистов Большого Ивана Васильева, Александра Волчкова, Вячеслава Лопатина и Дениса Савина продемонстрировала умение работать в команде. И, что особенно важно для зрителя, в ней не оказалось аутсайдеров. Контрастные Семионова и Осипова продемонстрировали все то, за что их любят в разных концах мира. А центром "Отражений" оказались Кочеткова, Крысанова и Шипулина - балерины, в этой программе обнаружившие профессиональную смелость, артистическую многоликость. Непредсказуемость, из которой и кристаллизуется звездная магия.

Театр