01.02.2011 01:00
Власть

Виктор Кирьянов: Теракт в "Домодедово" показал, что необходимо перестроить всю транспортную систему России

Виктор Кирьянов в интервью "Российской газете" о том, как он будет обеспечивать безопасность на транспорте
Текст:  Владимир Баршев Пьер Сидибе Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (5395)
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Медведев создал новую должность в структуре МВД.

Вчера генерал-полковник Виктор Кирьянов был назначен заместителем министра внутренних дел. Новый зам будет отвечать за безопасность на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

"Виктор Николаевич занимался до этого вопросами безопасности дорожного движения. Транспортный комплекс он знает и, надеюсь, сможет организовать эту работу в масштабах всего транспортного комплекса нашего государства не только по вопросам дорожного движения, но и по всем остальным составляющим. Я имею в виду железнодорожное, воздушное и водное сообщение", - сказал глава государства.

Теракт в аэропорту Домодедово выявил необходимость не просто залатать некоторые "прорехи" в транспортной безопасности, а полностью перестроить всю систему или создать заново.

Свое решение глава государства объяснил необходимостью создать в МВД еще одну позицию заместителя министра для контроля над особо важным и уязвимым участком - транспортными артериями страны.

Надо признать, это беспрецедентное решение. До сих пор ни в одной силовой структуре не было, чтобы заместитель министра курировал только одно конкретное направление. В том же МВД замы главы ведомства отвечают, скажем, за несколько департаментов сразу. Кто-то - за криминальный блок. Кто-то - за тыл и финансы. И так далее. А тут безопасность на транспорте. И это при том, что в МВД уже нет даже такого департамента, - его в прошлом году превратили в управление

Транспортную милицию лихорадило давно. Не случайно год назад на заседании коллегии МВД Дмитрий Медведев потребовал реорганизовать департамент обеспечения безопасности на транспорте.

По сути, эта структура превратилась в государство в государстве. С одной стороны, необходимость контролировать перевозки на тысячи километров из одного конца страны в другой объективно требовала огромного количества сотрудников и техники. Транспортная милиция сформировала собственные линейные отделы всех уровней, получила подразделения уголовного розыска, экономической безопасности, наряды сопровождения и даже свой ОМОН.

С другой стороны, контроль над одной из самых богатых экономических отраслей - транспортом - породил и ряд соблазнов и злоупотреблений. В департаменте собственной безопасности МВД корреспонденту "Российской газеты" привели немало примеров, когда отнюдь не рядовые сотрудники транспортной милиции организовывали преступный бизнес. Речь идет не только о "крышевании" предпринимателей, но и о настоящей работорговле, организации контрабанды и даже прямом воровстве рельс и шпал. Дошло до того, что подразделения собственной безопасности стали выводить из-под прямого подчинения начальникам транспортной милиции и создавать отдельное оперативно-розыскное бюро. Некоторые руководители, как выяснилось, оказывали давление на своих милицейских контрразведчиков, чтобы не портить статистическую картину - уж слишком много выявлялось нарушений.

Поэтому с февраля прошлого года по решению президента началось реформирование этого департамента. Сам департамент упразднили, а взамен создали управление. То есть был сокращен избыточный управленческий аппарат. А разобщенные до этого линейные органы на железнодорожном, воздушном и водном транспорте свели в единые управления по федеральным округам.

Президент дал министру внутренних дел России Рашиду Нургалиеву и его новому заместителю Виктору Кирьянову две недели, чтобы разработать свои предложения по обеспечению безопасности на транспорте. Что это будут за предложения - покажет время. Но аналитики МВД не исключают, что речь может пойти о создании новой отдельной структуры на базе транспортной милиции. Что она будет из себя представлять - департамент, специальная служба при МВД, главное управление, насколько она будет самостоятельной - пока не ясно.

Возможно, эта структура будет делегирована от МВД в новый федеральный орган, отвечающий за транспортную безопасность. При условии, разумеется, что такой орган будет создан.

Уже очевидно, что подразделения транспортной милиции в самое ближайшее время оснастят дополнительными техническими средствами обнаружения взрывчатки, оружия, наркотиков и видеоконтроля.

За все это теперь будет отвечать Виктор Кирьянов. Практически весь его послужной список связан с автоинспекцией. Генерал-полковник милиции - уроженец города Тихвина Ленинградской области. После армии поступил на службу в местное ГАИ инспектором дорожного надзора. В 2000 году стал главой ГИБДД Санкт-Петербурга и области. В 2001-м - замначальника Главного управления ГИБДД МВД РФ. С 2004 года - начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ. Именно при нем появилось это наименование ГИБДД. При нем заработало обязательное страхование гражданской ответственности автотранспортных средств. Была запущенна Федеральная целевая программа "По безопасности дорожного движения 2006-2012 годов", цель которой сократить количество жертв на дорогах в полтора раза. Была множество раз поправлена 12-я (водительская) статья Кодекса об административных нарушениях, и внесены существенные правки в Правила дорожного движения.

Виктор Кирьянов проработал во главе ГАИ около восьми лет. На посту главного автоинспектора страны он сумел объединить вокруг транспортной проблемы чуть ли не все министерства и ведомства. Даже министерству иностранных дел пришлось поработать на ниве отечественных дорог и автомобилей, когда в Москве проводилась первая международная министерская конференция по проблемам безопасности дорожного движения. С момента принятия Федеральной целевой программы по той же теме, рассчитанной на 2006-2012 годы, количество жертв на дорогах с каждым годом сокращается.

Собственно, именно эта задача и стояла перед Главным государственным инспектором безопасности дорожного движения. Именно так называлась его должность в последнее время. Кроме того, этот главный госинспектор - в должности замминистра. Уже известно, что должность начальника департамента ОБДД Кирьянов оставит.

Пока непонятно, кто возглавит этот огромный и сложный по структуре департамент. Сейчас исполняет обязанности начальника первый заместитель Владимир Швецов. Через некоторое время министр должен назначить официального исполняющего обязанности. Скорее всего, им будет тот же Владимир Швецов.

Однако с назначением нового руководителя ведомства, вероятно, придется обождать. Дело в том, что в скором времени должен вступить в силу закон о полиции. А он подразумевает новую структуру и новое штатное расписание. Соответственно, к моменту назначения нового руководителя дорожной, или автомобильной, или какой-либо другой полиции вся структура ведомства должна быть утверждена.

На вчерашней встрече с президентом помимо Кирьянова присутствовал и глава МВД Рашид Нургалиев. Для министра Дмитрий Медведев тоже подготовил сюрприз - Нургалиев возглавил вместо Леонида Реймана рабочую группу по подготовке к введению в РФ новых паспортов.

мнения

На президентское назначение тут же отреагировали депутаты Госдумы. Председатель Комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев отметил, что депутаты много взаимодействовали с Кирьяновым по вопросам обеспечения безопасности на дорогах. "Кирьянов - человек достаточно деятельный, он в высоком звании и обладает неплохими аналитическими и организаторскими способностями", - считает Шишкарев. Член Комитета Госдумы по безопасности Александр Гуров называет правильным создание специальной должности в МВД по вопросам безопасности на транспорте, объясняя, что "должны быть в одних руках организация и контроль безопасности на транспорте". В свою очередь член Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Виктор Илюхин из КПРФ сомневается, что введение в МВД новой должности поможет в деле обеспечения безопасности на транспорте. Впрочем, за исключением коммунистов, все думские фракции положительно оценили решение президента Медведева, указав на высокий профессионализм и опыт бывшего Главного государственного инспектора безопасности дорожного движения.

прямая речь

Виктор Кирьянов рассказал корреспонденту "Российской газеты", как на новой должности он будет использовать многолетний опыт службы в Госавтоинспекции.

Российская газета: Виктор Николаевич, после такого повышения и задачи ваши меняются. Не жалко покидать прежнее место? Не страшно, что вся намеченная работа пойдет насмарку?

Виктор Кирьянов: В департаменте работает слаженная команда профессионалов. Все, что было намечено, будет сделано. Я не расстаюсь с этой командой, поэтому и место не жалко. Но задача предстоит не из легких... Очень трудная задача. Ведь это не только дороги, это авиационный транспорт, морской транспорт. Для начала я должен вникнуть во все основные проблемы этих направлений.

РГ: Вас не просто так назначили на это место. У вас есть опыт решения проблем для автодорожного транспорта...

Кирьянов: Да, конечно. Федеральная целевая программа помогла отчасти решить проблемы с аварийностью на дорогах. Она еще не закончена, но мы приобрели очень ценный опыт по продвижению и реализации таких программ. И главное, мы научились работать с регионами, с местными властями, чтобы добиваться решения конкретных проблем.

РГ: Одно из направлений Федеральной целевой программы - это развитие системы фотовидеонаблюдения, создание базы данных. Но на воздушных магистралях камер не поставишь, а создать единую базу данных судов и их владельцев кажется вообще непостижимой задачей, если учесть, что к судам относятся и весельные лодки. Применим ли опыт автодорожной практики на других транспортных направлениях?

Кирьянов: Установка камер, усиление мер ответственности за нарушение, приведение правил в соответствие с европейскими нормами и с нынешними реалиями на дорогах - это решение локальных задач.

Главное - это построить взаимодействие между министерствами и ведомствами, организовать совместную работу и вместе, комплексно решать проблемы.

Когда я пришел на должность главного госинспектора безопасности дорожного движения, во всех проблемах обвиняли ГАИ.

Сейчас люди понимают, что даже в заторах виноват не инспектор, регулирующий движение, а вся система организации дорожного движения. И решать проблему надо всем: начиная от дворников и до министров различных федеральных ведомств.

Правоохранительная система МВД Аэропорт Домодедово