01.02.2011 00:20
Общество

Андрей Кончаловский: Иллюзии в стремлении построить идеальное государство превращаются на деле в построение ада

Кинорежиссер Андрей Кончаловский о чувстве исторической вины и его отсутствии
Текст:  Андрей Кончаловский (кинорежиссер)
Российская газета - Федеральный выпуск: №19 (5395)
Читать на сайте RG.RU

Немецкий философ Карл Ясперс в 1949 году в своей работе "Смысл и назначение истории" выразил мысль: "Нельзя допустить, чтобы ужасы прошлого были преданы забвению. Надо все время напоминать о прошлом. Оно было, оказалось возможным, и эта возможность остается. Лишь знание способно предотвратить ее. Опасность здесь - в нежелании знать, в стремлении забыть, в неверии, что все это действительно происходило".

Стремление забыть "неудобную" правду и до сих пор можно заметить у тех, кто пытается переписать историю. Это всегда делается, и не может не делаться без злого умысла. Одной из наиболее вопиющих в этом отношении попыток является попытка отрицать самое ужасающее преступление человечества - холокост.

Человеку свойственны иллюзии, что он в состоянии создать идеальный мир. Двадцатый век был полон таких великих иллюзий, от которых нам остались одни руины. Но наиболее чудовищная иллюзия двадцатого века - это стремление нацизма построить "совершенный" мир без определенных отдельных наций. Мысль Ясперса чрезвычайно важна, ибо наивно думать, что человечество не может вернуться в варварство. Выдающийся английский философ Джон Грей высказывает мысль, которая многим из нас покажется тоже неудобной. Он утверждает, что прогресс - как понятие - существует только в области науки, ибо наука - это накопление фактов, которое происходит аккумулятивно. Однако в области этики человеческих отношений прогресса не существует, так как этика не аккумулятивна. Подумайте, сколько великих трудов, начиная с Торы, Корана, Бхагават-гиты, Библии, было написано для утверждения простых, но общих для всех истин, одна из которых - жизнь человека бесценна.

Как сказал выдающийся русский историк и философ XIX-XX столетия Михаил Гершензон, "все мы, образованные, знаем так много Божественной истины, что одной тысячной доли той, которую мы знаем, было бы достаточно, чтобы сделать каждого из нас святым. Но знать истину и жить по истине, как известно, разные вещи". И поскольку этика человечества не изменилась за последние три тысячи лет, мы видели не раз, когда высокие достижения одной цивилизации могли быть разрушены на протяжении всего лишь одного поколения. Эпоха высокоразвитых цивилизаций не раз сменялась эпохой варварства. И знаменательно то, что если архаическое варварство медленно отступает, то на смену ему идет новое - современное варварство, которое доказывает, что человек в течение небольшого времени может скатиться до животного, скотского состояния. Холокост - как идея уничтожения какой-либо этнической группы - существует и сейчас, и происходит это в данный момент в разных местах нашей планеты. Именно поэтому сегодня так важно не забывать о том, что иллюзии в стремлении построить идеальное государство превращаются на деле в построение ада. Единственный способ искупить такого рода преступления существует: мы должны испытывать определенное чувство вины, которое необходимо, чтобы избежать этого ужаса в будущем. Можно сказать, что послевоенное поколение немцев доказало миру, что у них существует национальная совесть и чувство исторической вины за то, что произошло в Германии в первой половине двадцатого века. Это чувство вины является подтверждением того, что немцы ощущают свою ответственность за холокост перед человечеством. Но не менее страшно - это отсутствие чувства исторической вины. Это знак того, что нация не чувствует себя ответственной за произошедшее, ибо экстерьеризирует, т.е. находит виноватых вне себя. Как ни грустно, но я могу согласиться с Антоном Павловичем Чеховым, который в письме Суворину отметил: "Когда у нас что-нибудь неладно, то мы ищем причины вне нас и скоро находим: "Это француз гадит, это жиды, это Вильгельм... Капитал, жупел, масоны, синдикат, иезуиты - это призраки, но зато как они облегчают наше беспокойство!".

Не без горечи замечу, что в России я не раз слышал фразу: "Мол, подумаешь, убили шесть миллионов евреев, у нас-то 25 миллионов уничтожили при Сталине - и то, ничего!" О чем это говорит? Это говорит не только о том, что цена жизни в России крайне низка, но и о том, что цена жизни у евреев чрезвычайно высока. Недаром существует замечательная традиционная забота евреев о своих родителях и о своих детях. Ведь это древняя иудейская поговорка времен Исхода: "Нельзя каравану идти быстрее, чем могут старики и дети".

Есть такой анекдот о шести евреях, которые изменили мир. Моисей сказал, что всё от неба, Соломон сказал, что от головы, Христос, что всё от сердца, Маркс сказал, что всё от живота, Фрейд сказал, что всё от секса, а Эйнштейн сказал: друзья мои, всё на свете относительно. Это единственное, в чем великий ученый и философ был не прав! Холокост - величина не относительная. Холокост - величина Абсолютная - как и чувство вины, которое все мы должны испытывать, навсегда сохранив в человеческой памяти это страшное преступление.

История