На прошлой неделе наконец вступил в силу долгожданный закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Правда, начали действовать только основные параметры закона, сделки, подпадающие под определение подозрительных, будут фиксироваться в специальной системе, далее же закон будет вступать в силу поэтапно. С июля 2011 г. вступит в силу норма, которая позволит штрафовать игроков фондового рынка. Через три года - уголовная ответственность за его нарушение.
Между тем за последние четыре месяца ФСФР в тестовом режиме отслеживала сделки на российских биржах. Результат впечатлил - регулятор выявил более 26 тыс. подозрительных операций. Правда, в ФСФР отмечают, что эта цифра свидетельствует не столько о количестве нарушений, сколько о необходимости изменения системы мониторинга. Из общего количества сделок только 730 имеют признаки использования инсайда, то есть использования закрытой информации в корыстных целях до ее официальной публикации. К тому же руководитель ФСФР Владимир Миловидов отметил, что разбирательств по этим сделкам не будет, поскольку та часть закона, которая предусматривает наказание за подобные нарушения, вступит в силу только в середине 2011 года.
"Когда закон готовился, мы исходили из того, что прежде всего в этот список войдет тот перечень существенных фактов, которые на сегодняшний день публикуют наши эмитенты и раскрывают события, связанные с их деятельностью: информация о собраниях, дивидендах, крупных сделках, аффилированных лицах, - сообщил Миловидов. - В прошлом году у нас были приняты поправки в закон о рынке ценных бумаг, который чуть ли не в два раза увеличил перечень существенных фактов, - собственно, все они лягут в основу перечня инсайдерской информации". По словам директора аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимира Рожанковского, особого ажиотажа или серьезных профессиональных обсуждений принятие закона об инсайде не вызвало, поскольку, как и прежде, в законе отсутствует четкое описание исполнительных механизмов этого закона, а также ответственных за это ведомств. "В этой связи недавнее сообщение о том, что ФСФР имеет вопросы к некоторым биржевым сделкам с российскими акциями, происходившим в январе, имеет гораздо больший резонанс, нежели само принятие закона", - подчеркнул он.