Совет министров иностранных дел Европейского союза утвердил в понедельник санкции против Белоруссии.
Теперь 158 высших чиновников этой страны не смогут посещать Европу. В Брюсселе их считают причастными к нарушению фундаментальных прав человека, преследованию оппозиционеров и активистов гражданского общества. Среди "невъездных" - Александр Лукашенко и двое его старших сыновей - Виктор и Дмитрий. Младший - шестилетний Коля - в этот список не попал, хотя "батька" то ли в шутку, то ли всерьез называл его своим будущим преемником. Вместе с Колей в список не вошли министр иностранных дел Сергей Мартынов и первый вице-премьер Владимир Семашко. Таким образом Евросоюз дал понять, что оставляет возможность для "сохранения диалога" с Белоруссией.
Санкции также предусматривают замораживание счетов упомянутых в санкционном списке чиновников в европейских банках. С другой стороны, главы внешнеполитических ведомств обещали усилить финансовую поддержку белорусских НКО, оппозиционных СМИ и институтов гражданского общества Белоруссии. Одновременно с решением Евросоюза аналогичные санкции против Минска собирались ввести и в США. Как говорится в декларации ЕС, они будут приостановлены только после того, как из тюрем отпустят всех политзаключенных.
Сюрпризом такое решение не стало ни для кого. Планомерная подготовка к нему велась весь январь и включала в себя беспрецедентно жесткую резолюцию обычно дипломатичного Европарламента, а также односторонние санкции со стороны Польши и Чехии. Единственное, в чем были сомнения, - введет ли Евросоюз экономические санкции. Этого не произошло, так как подобные решения требуют консенсуса всех 27 стран - членов союза. Зато Белоруссия в долгу не осталась: вчера стало известно о расширении списка пищевых товаров, запрещенных к ввозу из Германии.
Впрочем, толику интриги в заседание министров белорусским властям внести удалось. Видимо, именно для этого за полтора дня до встречи министров экс-кандидату в президенты Владимиру Некляеву и журналистке "Новой газеты" Ирине Халип мера пресечения была изменена с содержания под стражей на домашний арест.