Председатель Следственного комитета России выступил с важным предложением в развитии своей инициативы по необходимости массовой дактилоскопии.
Александр Бастрыкин считает, что организовать такой банк данных могли бы два ведомства - министерство внутренних дел совместно с министерством здравоохранения и социального развития. Как уверен глава Следственного комитета, необходимость массовой дактилоскопической регистрации и получения образцов ДНК особенно актуальна для Юга России. Речь идет и о проживающих там гражданах, и о сотрудниках правоохранительных органов, командированных гражданах России и иностранцах. Такая информационная база необходима для формирования централизованных конфиденциальных учетов.
Они помогут быстро и успешно расследовать уголовные дела.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин на самом высоком уровне отстаивает идею общероссийской дактилоскопии. Идея главного следователя страны обоснована.
Подобная база данных нужна, чтобы по собранным в единый "список" отпечаткам пальцев и другим биометрическим данным можно было бы быстро вычислять преступников, опознавать погибших в катастрофах, находить потерявшихся стариков и детей.
Правоту такой идеи подтвердила и трагедия в Домодедово. В морге и больницах даже спустя несколько дней после взрыва были жертвы, которые в карточке значились как "неизвестный".
Надавно Следственный комитет завершил расследование и отправил в суд дело о подрыве "Невского экспресса". Пример этого расследования характерен. Как рассказал корреспонденту "РГ" Бастрыкин, на Кавказе в ходе спецоперации был убит боевик. А около взорванного экспресса криминалисты нашли полотенце со следами крови.
- Если бы мы имели геномный банк данных на основе крови, мы этого боевика вычислили бы за три дня, - пояснил глава СКР. - Когда бандита убили далеко от места аварии и тело доставили в Москву, всего три дня потребовалось специалистам-экспертам для того, чтобы сравнить кровь на полотенце с кровью, которую взяли из трупа.
А пока такой базы нет, сопоставление шло месяцами.
Впервые публично идею всеобщей дактилоскопии Александр Бастрыкин высказал не больше года назад на расширенной коллегии Генпрокуратуры. Идею сдать пальчики тогда многие, даже профессионалы, встретили в штыки, хотя Бастрыкин уверял, что речь идет не о тотальном подозрении всех граждан в совершении преступлений. Главное обвинение, которое он услышал, - попытка покуситься на права человека.
На что Бастрыкин отвечает страшной статистикой:
- За год в России было убито 400 милиционеров и 5 тысяч ранено. Это что, не люди? У них что, нет права на жизнь? Почему такая однобокая позиция? Кто защитит жертв преступников? Это что, не проблемы соблюдения прав человека?
Отпечатки пальцев дольше всего сохраняются, с ними легче всего работать, у этих улик абсолютная безгрешность. По мнению Бастрыкина, автором законопроекта о всеобщей дактилоскопии могла бы стать милиция.
Александр Бастрыкин, глава Следственного комитета России:
- Многие страны не просто так ввели такие жестокие методы. Жизнь к этому вынуждает: угрозы террористические, опасность катастроф, растущие миграционные потоки. И одна из возможностей победить или как-то контролировать такие угрозы - это регистрация. В том числе и геномная. Геномная регистрация уже реальность в таких странах, как Великобритания, Аргентина, США, Франция. Сейчас такая база есть в МВД. Работающий в настоящее время закон о государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации предполагает и добровольное, и обязательное дактилоскопирование.
Обязательно сдают отпечатки осужденные. Есть категория граждан с обязательной сдачей отпечатков и есть необязательная дактилоскопия. Только тех, кто обязательно сдает отпечатки, у нас в стране сейчас свыше 30 миллионов человек. Эта процедура по закону обязательна для тех, кто работает на морских, речных, воздушных судах, для пожарных, тех, кто служит в ФСБ, внешней разведке.