03.02.2011 00:25
Общество

Мария Городова: Страх - это возможность воспитать в себе бесстрашие

Всякая победа начинается с благословения Божия
Текст:  Мария Городова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №22 (5398)
Читать на сайте RG.RU

"Самый короткий и верный путь к приучению человека смело смотреть в глаза опасности в том, чтобы не выжидать ее, а идти ей навстречу",- считал Александр Суворов.

"Здравствуйте, Мария! Стыдно в этом признаваться, но жить в таком кошмаре я больше не могу. Я на пределе! Только не подумайте, что я "ку-ку", сумасшедшая. Прошлой весной, я вдруг поймала себя на том, что постоянно живу с чувством страха: я вздрагивала при звуках нежданного звонка, а если мои близкие не отзванивались вовремя, я не сомневалась: случилось непоправимое. Когда такая жизнь вымотала, я доверилась подруге.

Ирка открыла мне глаза, заявив, что сейчас все сидят на антидепрессантах и транквилизаторах, и отвела к знакомому психиатру. Высокий, голубоглазый доктор, с холеными, знающими маникюр руками, сказал, что всему виной стресс, и снабдил пачкой рецептов. А также рекомендовал: "Ежедневно гулять, не смотреть телевизор, за два часа до сна прекратить общение с компьютером, наладить регулярную половую жизнь, полюбить себя и не напрягаться".

Месяца два я действительно была как носорог: легко засыпала и не дергалась, если дочке вздумалось вернуться домой далеко за полночь или мама звонила в пять утра, чтобы рассказать, где у нее что болит и как нам с сестрой надо будет разделить ее квартиру, когда она умрет... На работе - а я возглавляю отдел развития частной радиостанции - я перестала собачиться с клиентами и с юмором относясь к раздолбайству подчиненных. Меня в упор не волновало, что там с кризисом, а к новостям по ящику я относилась как к дурному ужастику: захочу - выключу, и все, нету их. Но так продолжалось всего месяца два, а потом лавина страха обрушилась на меня по новой. Когда я пошла сдаваться доктору во второй раз и он привычно выписал мне те же препараты, я забеспокоилась: "А это безопасно?" Доктор подозвал меня к себе и, выдвинув ящик своего стола, показал на стопку знакомых коробочек: "Только ими и спасаюсь: то сын институт бросил, то теща в маразм впадать начала!" Мария, что мне делать с моим страхом?"

Римма Васильевна

Здравствуйте, Римма Васильевна. Римма Васильевна, а что такое страх? Может быть, просто возможность воспитать в себе великое чувство - бесстрашие?

"Пусть все вылезут..."

Среди всех блистательных побед, одержанных графом Суворовым, победа на Кинбурнской косе стоит особняком. 1787 г., вторая русско-турецкая война, самое начало. Кинбурнская коса за русскими, численность турецкой армии здесь превосходит силы русских почти вдвое.

Зная набожность Суворова и то, что 1 октября у русских праздник - Покров Пресвятой Богородицы, турки еще накануне начинают обстрел малоприспособленной к осаде крепости. С зарей бомбардирование усиливается. Суворов, ставящий волю Божию превыше всего, несмотря на начало турецкого выступления, идет в храм - на литургию.

Высадка турок происходит почти беспрепятственно: они не просто высаживаются на косу, они вбивают в морское дно невдалеке от мыса ряд толстых свай - для прикрытия своих судов, а на самой косе начинают окапываться. Естественно, Суворову, молящемуся в храме, об этом докладывают, причем дважды. Но день праздничный: "Из пушек не палить!" - приказывает он. "Пусть все вылезут", - невозмутимо говорит потом. Ответный огонь был открыт не раньше, чем закончилась Божественная литургия. Турки стояли уже в 200 шагах от крепости. Битва была кровавая, Суворов получил два ранения, конь под ним был убит, полководец едва не попал в плен, но, даже раненный, он не только не терял бесстрашия, но непоколебимо веровал в нашу победу.

Но как воспитывается такое бесстрашие? Вот что об этом пишет генерал-лейтенант русской армии А.Ф. Петрушевский: "Предполагаемое на войне невозможным по теории на практике оказывается сплошь и рядом исполнимым, и именно оттого, что считается за невозможное. Для этого надобно вселить в неприятеля веру в нашу непобедимость, а свои собственные войска воспитать так, чтобы их ничто не могло на войне озадачить, чтобы они имели твердую уверенность в своей силе и не допускали мысли, что могут быть побиты...

Из всех его приказаний Суворова видно, что основным условием военного успеха он считал смелость". "Кто испуган, тот побежден наполовину. А кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы. Смерть бежит от штыка и сабли храброго. Счастье венчает смелость и отвагу". Причем Суворов приписывает отрядам быть смелыми, даже если это не даст победы: надо доказывать неприятелю, что мы всегда готовы к решительным действиям, надо навести на врага страх и убедить в нашей непобедимости.

Развитию в подчиненных нравственной силы Суворов уделяет огромное значение, вплоть до того, что в приказном порядке запрещает употребление слов, которые бы внушали робость и сеяли смятение. К запрещенным Суворов относит слово "сикурс", то есть "помощь" - как слово "ненадежной слабости", слово "опасность" - как робкое и потому никогда им не употребляемое. Вместо этого используются "осторожность" и "предосторожность". Суворов понимал важность того, какие слова мы произносим.

Как стать храбрым?

"Самый короткий и верный путь к приучению человека смело смотреть в глаза опасности состоит в том, чтобы не выжидать ее, а идти ей навстречу". "Воспитывая и обучая солдат в смысле наибольшего развития смелости и отваги, Суворов, конечно, должен был выбросить из военно-учебной программы все, что принадлежит обороне и отступлению. Хорошая оборона должна быть наступательною, следовательно, специальных приемов обучения не требует. Отступает хорошо тот, кто... привык смотреть на бегство как на позор.

Вопреки военной моде того времени Суворов делает упор на штыковую атаку - в том числе и потому, что "атака в штыки есть действие, требующее большого напряжения воли". А где воля, там и преодоление страха, не правда ли? Кроме того, решительные и заученные в результате строевого обучения движения помогают организму преодолеть последствия возникшего чувства страха на биохимическом уровне.

Современная физиология объяснят это так: во время сигнала об опасности надпочечники выделяют адреналин, необходимый для реакции организма по типу "бей или беги". Если необходимые движения доведены у человека до автоматизма, он их непременно сделает - так опасность послужит его решимости. Если такой заученности в движениях нет, выброшенный адреналин подстегнет к бегству или любым малоконтролируемым действиям. Но вот если мы, Римма Васильевна, в случае возникновения в нас чувства опасности продолжаем сидеть у телевизора или не можем оторваться от компьютера, то "бегство и малоконтролируемые действия" будет совершать наша бедная сердечная мышца. Возвращаясь к гениальному полководцу, можно только восхититься тем, как он прозревал научные открытия будущего, заставляя даже естественное чувство страха работать на победу.

"Молись Богу!

От Него победа"

Но все эти методы воспитания в солдатах бесстрашия и поддержания в них духа смелости базировались на самом главном. На глубочайшей вере в Бога, уповании на Его милость и понимании необходимости хранения нравственной чистоты даже в условиях войны.

Обучение "науке побеждать" Суворов начинает "с преподания солдату основных христианских истин в виде молитв", он делает обязательным для солдат не только изучение воинского устава, но и Закона Божьего: "Тако догадывались и познавали они, что во всех делах Бог с ними, и устремлялись к честности". Побежденным "давай пощаду, они такие же люди, - учил он, - грех напрасно убивать". "С пленными поступать человеколюбиво, - читаем мы другой приказ, - стыдиться варварства". В человеке законен только один страх - страх Божий. И бояться надо только греха.

"Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа. Чудо богатыри, Бог нас водит, Он нам генерал". И опять: "Все начинайте с благословения Божия... Молись Богу: от Него победа!" И главный клич непобедимого полководца и его непобедимой армии, клич, с которым солдаты брали неприступный Измаил, покоряли Альпы: "Мы русские! С нами Бог!"

Уважаемые читатели! Мы ждем ваших откликов на публикации Марии Городовой. Адрес: ул. Правды, д. 24, Москва, 125993, Редакция "Российской газеты".

Адрес электронной почты Марии Городовой: pisma-maria@mail.ru

справка

Книгу "Сад желаний" Марии Городовой можно приобрести в магазинах:

"Библио-глобус" (Москва, ул. Мясницкая, д. 6/3. Тел.: (495) 781-19-00,

"Сретение" (Москва, ул. Лубянка, д. 17. Тел.: (495) 623-80-46,

"Православное Слово" на Пятницкой (Москва, ул. Пятницкая, д. 51. Тел.: (495) 951-51-84,

Торговый дом книги "Москва" (Москва, ул. Тверская, д.8).

Религия