03.02.2011 00:10
Общество

Марина Королева: о происхождении слова "мавзолей"

Текст:  Марина Королева (обозреватель "Эхо Москвы")
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №22 (5398)
Читать на сайте RG.RU

Мавзолей - слово иностранное, с этим никто не станет спорить. Хотя многолетнее присутствие мавзолея Ленина (того, что на Красной площади в Москве) сослужило этому слову определенную службу: в столице государства Российского к нему привыкли, как к исконно своему.

Но все-таки нет, нет и еще раз нет! Слово это иностранное, причем очень древнее, происхождение его совершенно не российское и связано с конкретным историческим лицом. А поэтому обратимся к истории.

Как пишет Айзек Азимов в своей книге "Слова в истории", к IV веку до нашей эры политический и культурный авторитет греков в Европе был так велик, что греческую культуру восприняли очень многие народы.

В юго-западной части Малой Азии к власти пришел правитель по имени Мавзол (или Мавсол). Правил он областью под названием Кария. Строго говоря, это была часть империи персов, но Мавзол управлял своей провинцией так, как если бы она была независимым государством.

При этом он беспредельно восхищался греками и их культурой, но постоянно вмешивался в конфликты между греческими городами, а со временем даже, набравшись смелости, взял да и перенес столицу своей области в Галикарнас, греческий город на побережье Карии.

Однако любовь к Греции у Мавзола была не то чтобы бескорыстной: он просто-напросто мечтал установить господство над всем греческим миром. Скажем, греческий остров Родос, который находился совсем недалеко от карийского побережья, он уже контролировал! И неизвестно, как далеко Мавзол мог зайти, если бы в 353 году до нашей эры властолюбивый правитель не скончался. Его вдова по имени Артемизия была безутешна, гласит легенда.

И вот она-то и решила воздвигнуть Мавзолу памятник. По ее распоряжению в столице Карии построили огромную, превосходящую все разумные пределы, гробницу, которая возвышалась над гаванью приморского Галикарнаса. Внутри этого сооружения помещалось не только тело умершего царя, но и несколько его огромных статуй. Гробница была богато украшена барельефами.

Сооружение в честь Мавзола не дошло до наших дней, и мы можем только с некоторой уверенностью предполагать, что выглядело все это весьма пышно, помпезно и безвкусно. Тем не менее греки решили занести этот памятник Мавзолу, названный в честь правителя мавзолеем, в список семи чудес света. Собственно, это единственное, чем властолюбивый Мавзол запомнился истории.

А мавзолеем теперь называют любую богато украшенную гробницу, большое надгробное мемориальное сооружение.

Образование