03.02.2011 00:28
Происшествия

В Якутии десятки семей остались без жилья из-за пропажи жилищных субсидий

Исчезли федеральные жилищные субсидии. Виновных нет
Текст:  Владимир Таюрский
Российская газета - Федеральный выпуск: №21 (5397)
Читать на сайте RG.RU

Десятки семей из давно ликвидированных поселков Якутии потеряли надежду на получение жилья. Направленные в республику федеральные жилищные субсидии осели в кармане афериста, и суд не нашел в этом вины местных властей.

В Якутске тихо завершились два судебных процесса, не замеченных общественностью. Жители закрытого еще в 1997 году поселка Ольчан Алевтина Еланцева и Торгом Торгомян требовали, чтобы суд обязал правительство Якутии предоставить им жилищные сертификаты для выезда в другие края. Судились не только за себя. За процессами с надеждой следили десятки семей, оказавшихся после закрытия северных поселков без жилья по той же причине, что Еланцева и Торгомян.

Суд перечеркнул эти надежды.

В конце прошлого века на волне реструктуризации золотодобывающей промышленности с административной карты Якутии исчезли более тридцати населенных пунктов. Попал под ликвидацию и поселок Ольчан Оймяконского района, в котором жили Еланцевы. Семье пришлось перебраться на съемную квартиру в райцентр, Усть-Неру, и там ждать своей очереди на получение жилищной субсидии.

В соответствии с федеральным законодательством Еланцевы вправе были выбрать для проживания любой регион страны. Они указали в заявлении уральский городок Миасс, откуда в молодости приехали в Якутию, и где поныне живут их родные и друзья.

- Однако в 2005 году, когда подошла наша очередь, в местной администрации мне объявили, что переезжать придется в город Энгельс Саратовской области, - рассказывает Алевтина Михайловна. - Я возмутилась: почему чиновники за меня решают, где мне жить? Со мной не стали спорить, просто сказали: "Не хотите в Энгельс, пишите заявление об отказе, и тогда вас вообще вычеркнут из списков".

Энгельс возник не случайно. В декабре 2004 года служба государственного заказчика при правительстве Якутии, получившая от исполнительной власти региона обширные полномочия по распоряжению жилищными субсидиями, нашла в этом городе частное предприятие, у которого не хватало денег на достройку двух многоквартирных домов. Договорились с его владельцем Анатолием Вагариным о том, что вложат в "незавершенку" 17,2 миллиона рублей из федеральных средств, полученных на переселение граждан из районов Крайнего Севера. А взамен получат 39 квартир.

Сразу после подписания договора деньги были перечислены на счет саратовского предприятия.

Еще через полгода, когда был утвержден список получателей жилищных субсидий, чиновники убедили Еланцеву ("иначе вычеркнем") подписать со службой госзаказчика договор об участии в долевом строительстве. В этом документе субсидия превратилась в инвестиции, а Алевтина Михайловна - в дольщика.

Такие договоры с уполномоченным органом правительства Якутии подписали представители всех 266 включенных в список семей из трех районов республики. По условиям этих договоров, каждый "дольщик" заплатил службе госзаказчика за услуги по 14 578 рублей. Но услуги государственного учреждения вышли боком.

Анатолий Вагарин, обязавшийся принять новоселов из Якутии во втором квартале 2005 года, смог с трудом завершить строительство только к 2008-му. После этого он оформил "якутские" квартиры как свою частную собственность, распродал их сторонним лицам и объявил себя банкротом.

Трудно понять, как заказчики проверяли это предприятие на финансовую состоятельность, да и проверяли ли вообще его документацию. Впоследствии выяснилось, что под секцию, где квартиры строились на федеральные деньги, не было даже земельного отвода.

- Все было бы совершено иначе, если бы правительство Якутии не нарушило действующее законодательство, - уверен представитель оймяконских горняков Александр Логинов. - Принятый в 2002 году закон установил только одну форму выдачи федеральной жилищной субсидии - в виде именного сертификата. Вместо этого людей втянули в странное долевое строительство, закончившееся пшиком. Причем все договоры составлялись задним числом: "дольщиков" просто ставили перед фактом, что предназначенные для них субсидии уже вложены в стройки.

Такой же позиции придерживается республиканская прокуратура, проверившая законность договоров, заключенных службой госзаказчика с северянами. В письме Алевтине Еланцевой начальник отдела по надзору за законностью правовых актов, соблюдения прав и свобод граждан Ирина Машкова сообщила, что в соответствии с федеральным законодательством правительство Якутии должно было выдать ей жилищный сертификат. "В нарушение названного положения органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) сертификат, подтверждающий предоставление жилищной субсидии, вам не выдавался", - подчеркнула Машкова.

В суде ответчики объяснили, что правительство республики вынуждено было пойти в обход действующего законодательства из лучших побуждений, чтобы ускорить процесс предоставления квартир, поскольку система выдачи жилищных сертификатов еще не была отработана. В письменном пояснении, подготовленном службой госзаказчика, отмечено: "Впервые по указанной программе жилищные сертификаты из Министерства экономического развития РФ поступили в адрес правительства РС(Я) для распределения гражданам в третьем квартале 2006 года".

- Они, что, провидцы? - удивляется Александр Логинов. - В 2004-м, когда нашли этого саратовского строителя, знали, что система не будет отработана до августа 2006 года?

Надо отметить, в судах первой инстанции Еланцева и Торгомян выиграли. Решение по делу Еланцевой, обязывающее правительство республики выдать ей жилищный сертификат, в сентябре прошлого года даже вступило в законную силу. Но впоследствии все подверглось пересмотру, и президиум Верховного суда Якутии решил: в иске отказать. Суд посчитал, что правительство Якутии предоставило семьям жилищные субсидии в виде договоров об участии в долевом строительстве.

- Такое решение ставит крест на наших надеждах обзавестись жильем. Ведь субсидия выдается только раз, и выходит, что мы ею уже воспользовались, - сокрушается Алевтина Еланцева. - А у меня до сих пор в паспорте стоит штамп регистрации в несуществующем поселке Ольчан. Даже прокуроры пишут мне письма на этот адрес.

- Помимо Саратовской области служба госзаказчика при правительстве Якутии строила жилье и в других регионах, - рассказывает ее муж Владимир Рыжков. - В результате только из нашего района 24 семьи не могут получить квартиры в Энгельсе, семь - в Иваново, 23 - в Калужской области, три - в Костроме, 11 - в поселке Чудово Новосибирской области. Причины разные, но итог один: деньги ушли туда, а мы остались здесь.

Подобное с государственными заказчиками из Якутии случается не впервые. В 1999-2001 годах другой уполномоченный орган правительства республики, ГУП "Сахавнешстрой" инициировал строительство 170 квартир в Калуге. Как выяснили впоследствии правоохранительные органы, аж четыре госконтракта на эту сумму были заключены с заведомым банкротом.

Получив из Якутии 29 миллионов рублей, владелец калужского предприятия Владимир Домбровский пустил их на покрытие многочисленных долгов и личные нужды. В 2006 году Домбровского осудили к семи годам лишения свободы.

В отношении саратовского предпринимателя Анатолия Вагарина тоже было возбуждено уголовное дело. Но по одной информации оно закрыто, по другой - приостановленно. Оставшимся без жилья людям от этого вряд ли легче. Чиновники же ликуют: с них взятки гладки.

Преступления Жилая недвижимость Якутия Дальний Восток