Заявление министра обороны Анатолия Сердюкова о введении в армии новых офицерских должностей вызвало оживленную дискуссию в обществе.
Первыми на эту новость откликнулись бывшие и действующие военные. У людей возник закономерный вопрос: почему в Вооруженных силах сокращали 200 тысяч командирских постов, когда секвестр грозил обернуться дефицитом кадрового состава? Подозревать армейское руководство в незнании арифметики глупо и наивно. Генштаб слишком серьезная организация, чтобы проводить оптимизацию без учета всех факторов. В таких случаях просчитывается вся командная цепочка - от четырехзвездного генерала до лейтенанта.
Чем же тогда объяснить крутой поворот в кадровой политике минобороны? Ответ на этот вопрос отчасти дал Анатолий Сердюков.
- Решение связано с тем, что мы разворачиваем дополнительные воинские формирования, создаем новый вид Вооруженных сил - Военно-космическую оборону, - сказал министр.
Он, конечно, оговорился, и речь идет о Воздушно-космической обороне - ВКО. Дополнительные штаты в процесс ее формирования, безусловно, потребуются. Однако кадровые потребности этих войск не могут исчисляться 70 тысячами офицеров. ВКО не создают на пустом месте. Их основой станут Космические войска и, вероятно, какие-то соединения ВВС. То есть офицеров из одного вида и рода Вооруженных сил переведут в другой.
Можно предположить, что в дополнительных армейских профи не менее нуждаются флот и Сухопутные войска. К сожалению, сокращение там, особенно на начальном этапе реформы, делали "скопом" - из боевого состава ВМФ выводили экипажи кораблей и подлодок, а на земле под нож шли целые сухопутные полки и дивизии. Как это нередко случается, вместе с офицерским балластом со службы вылетели тысячи умных, опытных и преданных армии людей. Какое-то время их место в строю заполняли приспособленцы и чиноугодники. Они не умеют командовать солдатами, управлять техникой, зато научились быстро перешагивать из казарм в штабы. Когда идет сокращение армии, именно там решают, какие "клетки" вычеркивать из штатного расписания, а какие оставлять. Нетрудно догадаться, что лишними нередко оказывались низовые офицерские должности.
В итоге мы имеем то, что имеем: офицеров-управленцев в Вооруженных силах с избытком, а взводов, расчетов и экипажей по-прежнему не хватает. Парадокс ситуации заключается в том, что, даже "поджав" штабы, армейское руководство уже не могло восполнить дефицит опытных офицеров в войсках. Значит, увеличение их численности за счет введения, а точнее, восстановления первичных командирских постов было неизбежным.
Но откуда Сердюков и его генералы добудут 70 тысяч кадровых новобранцев? На этот вопрос ответить несколько проще. Прежде всего не надо забывать о 40 тысячах офицеров, не вписавшихся в новый облик Вооруженных сил, но не расставшихся с погонами. Это - так называемые распоряженцы. Статс-секретарь минобороны Николай Панков в разговоре с корреспондентом "РГ" назвал их кадровым резервом армии.
- Мы активно и целенаправленно с ними работаем. Делаем все, чтобы определять людей на высвобождающиеся должности, - подчеркнул статс-секретарь.
С введением в армии новых офицерских должностей решать эту проблему военным кадровикам станет гораздо проще. Конечно, кто-то из распоряженцев не захочет вернуться в строй и, получив квартиру, снимет погоны. Но тысячи офицеров наверняка ухватятся за возможность продолжить службу.
Другим источником заполнения вакансий должны стать выпускники военных вузов. В будущем году, когда в армейский штат уже введут новые должности, училища и институты минобороны окончат 15 тысяч лейтенантов. Через полтора года ожидается такое же пополнение командирского корпуса. В минобороны надеются, что массовый приток в войска молодых офицеров позволит не только укомплектовать дополнительные должности, но и сохранить конкурсное распределение выпускников. К предоставлению лучших мест службы отличникам в военном ведомстве шли непросто, и отказываться от этой практики генералы не хотят.
Наконец, в минобороны могут включить "возвратный механизм" и позвать в строй людей, уже расставшихся с армией. Учитывая, что с будущего года офицерам серьезно повысят денежное довольствие, желающие снова надеть форму наверняка найдутся. Однако массового призыва бывших майоров и капитанов в любом случае не произойдет. Возвращать на службу всех подряд, вручать погоны лодырям и бездарям ради того, чтобы отрапортовать президенту о наборе дополнительных офицеров, Анатолий Сердюков категорически не согласен. Иначе и не стоило затевать всю эту кашу. Вооруженным силам требуются грамотные, опытные и преданные армии люди, и только таким найдется место в строю.
Найдутся и деньги для их достойного содержания. На недавнем совещании у президента страны, где обсуждалась новая система денежного довольствия военнослужащих, глава государства особо подчеркнул, что в ее финансировании нужно учесть предстоящее увеличение численности офицеров.