04.02.2011 00:20
Общество

Юрий Осипов: Меня очень волнует, что русская литература и математика не будут обязательными предметами

Юрий Осипов: Как защитить молодого исследователя
Текст:  Ирина Ивойлова Сергей Куксин Сергей Минабутдинов
Российская газета - Федеральный выпуск: №23 (5399)
Читать на сайте RG.RU

Чем можно привлечь молодежь в науку? Как гуманитарию получить грант? Почему математика, литература и физика должны быть обязательными предметами в школе? Об этом на "Деловом завтраке", который прошел в "РГ", рассказал президент РАН Юрий Осипов.

Российская газета: Юрий Сергеевич, в 2009 году президент страны обещал выделить для молодых ученых академии 1000 ставок и 5000 квартир. Получили?

Осипов: Деньги выделены. Мы получили 600 миллионов рублей на тысячу человек. Ставки распределяли открыто, все кандидатуры обсуждались, проходили конкурс. В результате все вакансии заполнены, мы заморозили только 70-80 резервных ставок - обстоятельства ведь разные бывают. Что касается жилья, мы подсчитали, что на 5000 квартир нужно 9,3 миллиардов рублей. Пока нам выделили два миллиарда. Мы уже купили 150 квартир, в том числе в отдаленных регионах, где надо активнее поддерживать ученых. Часть квартир будет в собственности у владельцев - они предоставляются им на условиях соцнайма. Но какой-то процент квартир хотим сохранить хотя бы временно, в виде служебного жилья, чтобы иметь возможность стимулировать самых лучших. Если человек прекрасно работает, например, пять лет, почему бы не передать ему квартиру? Кроме этого, сотрудники РАН могут получить сертификаты на жилье. У нас есть и то, и другое.

 
Видео: Сергей Минабутдинов

РГ: Хорошая наука невозможна без качественного образования в школе. Сейчас общественности представлены проекты новых стандартов для старшей школы, где предполагаются обязательные предметы и предметы по выбору. Математика и литература в числе тех, что по выбору. Как вам такое образование?

Осипов: Меня очень волнует, что русская и мировая литература не будут обязательными предметами. Не говоря уже о математике. И мне непонятно, как определялись обязательные предметы? Кто-нибудь может объяснить, почему именно физкультура, Россия в мире и ОБЖ вошли в их число? Я недавно комментировал проект стандартов и припомнил, как наш выдающийся математик Владимир Арнольд высмеивал американцев, у которых высоко ставилось умение на большой скорости задним ходом заехать в гараж. Для меня как для отца школьника гораздо важнее, чтобы у моего сына были какие-то знания. Считаю серьезной ошибкой вытеснение из школьной программы математики. Она прививает культуру рассуждения, которая потом остается у человека на всю жизнь. Такие дисциплины, как физика, химия, математика, должны быть в числе обязательных. Особенно сейчас, когда современные дети большей частью живут в виртуальном пространстве. Недавно на семинаре российских и французских ученых спорили по поводу Интернета. Все разделились на две группы. Одни считают, что это мощный рычаг развития современного общества, другие полагают, что Интернет разрушает то, что создавалось людьми тысячелетиями. И сохранить то, что накопило человечество, можно только с помощью математики, литературы, истории. Нельзя понижать уровень школьного образования.

РГ: Наш читатель Лев Иванович задает вопрос: каково финансирование российской науки и академии?

Осипов: Когда-то наша доля в бюджете гражданской науки составляла 33 процента, сейчас - около 25. Бюджет академии на этот год - 61 миллиардов рублей. Надо сказать, что два года назад нам в связи с кризисом сократили финансирование на пять миллиардов рублей, но сейчас ситуация улучшилась, мы получили дополнительно 3,5 миллиарда. Мы получаем финансовые добавки в виде грантов по целевым программам. Например, Сибирское отделение РАН таким образовам заработало почти 40 процентов своего бюджета, однако добавки распределяются очень неравномерно. Гуманитарии почти ничего не получают, потому что нет таких целевых программ поддержки.

РГ: Какие изменения в законодательстве позволили бы поддержать науку?

Осипов: Принят закон, позволяющий создавать малые предприятия при вузах и институтах академии. Но он, к сожалению, пока сырой, в нем много неясностей, погрешностей и он не работает в полную силу. Например. непонятно, что можно вносить в уставный капитал малых фирм. Вузы заявляют, что у них создано около 1000 предприятий, но для высшего образования это естественная вещь. Там выполняются не очень масштабные работы, скажем, нет проектов, связанных с оборонкой. У нас в академии все иначе, у нас есть разработки, которые до этапа выпуска надо доводить самим. Тем не менее в академии уже создано около 70 малых предприятий. Много малых инновационных фирм появилось в Сибири, так что поезд, как говорится, тронулся.

Отчет о деловом завтраке читайте в ближайших номерах "РГ"

Наука