04.02.2011 00:37
Власть

Рашид Нургалиев посоветовал обращение "господин полицейский"

Специальные звания останутся и в новой полиции
Текст:  Михаил Фалалеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №23 (5399)
Читать на сайте RG.RU

Грядущее переименование милиции в полицию вызвало не только идеологические споры, но и сомнения на бытовом уровне. Действительно, а как теперь обращаться к стражу порядка? Товарищ полицейский?

Да и у самих пока еще милиционеров есть вопросы - не начнется ли чехарда с их званиями? Особенно забеспокоились ветераны.

Министр внутренних дел РФ Рашид Нургалиев заверил: все звания сохранятся. Тем более не подлежат никаким переименованиям почетные звания, полученные в советские времена. То есть кто ушел на пенсию, например, "почетным чекистом" или "полковником милиции в отставке", так и останется.

Что-либо новое будет присваиваться тем, кто только поступает на службу и принимает присягу. А гражданам министр посоветовал обращаться к сотрудникам "господин полицейский".

Впрочем, это - только совет, не более. Как-либо регламентировать общение населения и полицейских невозможно в принципе. Главное, чтобы это общение было уважительным или как минимум вежливым. Можно - по имени-отчеству, можно - по званию, обозначенному на погонах.

Не страшно, если пожилой человек обратится к служивому "сынок". Привычным кажется и слоган таксистов: "Командир, куда ехать?"

Только тем, кто находится в местах лишения свободы, строго рекомендуют обращаться к сотрудникам "гражданин начальник". Это понятно - для зэков в правоохранительных органах нет ни товарищей, ни господ.

Однако обращение милиционеров-полицейских к прохожим, посетителям, любым людям строго регламентировано. Во-первых, строго на "вы". Во-вторых, сотрудник обязан представиться - внятно назвать специальное звание и фамилию.

Если патрульный намерен проверить у незнакомого человека документы, он должен назвать его "гражданином". И не забыть произнести слово "пожалуйста".

Если же сотрудник и гражданин знакомы, то уместно обращение по имени-отчеству. Кстати, внутренними инструкциями и методическими пособиями такое обращение не только приветствуется, но и настоятельно рекомендуется.

Более того, сотрудникам полиции руководство советует как можно дальше отходить от казенщины в отношениях с жителями. Нет, речь не идет о панибратстве, но ведомственные психологи считают необходимым устанавливать с людьми приятельские, а то и дружеские отношения. Люди должны видеть в человеке в погонах не начальство, "карающую руку закона", а защитника и "хорошего парня". Чтобы сформировать такое отношение, полицейским рекомендуют не банально проверять документы или свысока наблюдать за порядком, а активно предлагать людям свою помощь, доброжелательно, приветливо общаться с прохожими, жильцами дома. Тут уж в уставные рамки замыкаться никак нельзя.

Обращение друг к другу для всех, кто служит в силовых структурах, строго регламентировано внутренними уставами или инструкциями. В милиции, кстати, нет воинских званий - только специальные: "сержант милиции", "лейтенант внутренней службы". Все это регламентируется Положением о службе в органах внутренних дел.

Почти ничего не изменится и после 1 марта, когда милиция станет полицией. Только вместо приставки, скажем, "капитан милиции" появится "капитан полиции".

Возможны изменения только у высшего руководства. Высшее звание в МВД будет "генерал полиции Российской Федерации", что соответствует "генералу армии". Именно в таком звании сегодня министр внутренних дел.

Всего в милиции, а затем будет и в полиции - пять категорий должностных лиц. Рядовой состав - все рядовые и курсанты, младший начальствующий состав - от младшего сержанта полиции до старшего прапорщика полиции. В третью категорию входит средний начальствующий состав - от лейтенанта полиции до капитана полиции, старший начальствующий состав - от майора полиции до полковника полиции, высший начальствующий состав - все генералы.

Предельные звания сотрудникам старшего и высшего начальствующего состава утверждает министр. А вот на генеральские должности назначает только президент.

Правоохранительная система