04.02.2011 17:00
Общество

Готовимся к ЕГЭ. Занятие 21. Второстепенные члены предложения: определение

Читать на сайте RG.RU

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". Исследуем второстепенные члены предложения, выявляемые на основе словосочетаний.

Урок 21. Выявление второстепенных членов предложения на основе логической связи между компонентами словосочетаний: определение. Виды определений: согласованное, несогласованное. Определение-инфинитив. Приложение. Грамматико-стилистические ошибки при употреблении определений и приложений

По тому, каково общее смысловое значение словосочетания в предложении и какой логический вопрос ставится от подлежащего или сказуемого к зависимому компоненту, выявляется синтаксическая функция зависимого компонента - быть второстепенным членом предложения: определением, дополнением или обстоятельством. Сами второстепенные члены также могут вступать друг с другом в словосочетания и таким образом продолжать ряды второстепенных членов.

Обратимся к нашему "переходящему" предложению Вчера на тропинке сада серый кот с пушистым хвостом гонял мышь.

Выявим второстепенные члены среди уже установленных нами шести словосочетаний - одного сложного и пяти простых:

кот (какой?) с пушистым хвостом;

кот (какой?) серый;

гонял (кого?) мышь;

гонял (когда?) вчера;

гонял (где?, на чём?) на тропинке;

на тропинке (какой?, чего?) сада.

Определение - второстепенный член предложения, обозначающий признак предмета и отвечающий на логические вопросы какой?, который?, чей? и т. д., которые ставятся от определяемого слова-предмета.

В первом сложном словосочетании кот (какой?) с пушистым хвостом зависимый компонент распространяет подлежащее. В этом сложном словосочетании, как было установлено в предыдущем занятии, общее смысловое значение представляет собой сумму значений сочетаний слов, входящих в его состав. Однако законченный смысл словосочетание приобретает именно в таком виде, из чего следует, что всё выражение с пушистым хвостом будет одним членом предложения. Этот член предложения отвечает на логический вопрос какой? и обозначает признак определяемого слова-предмета кот, следовательно, это определение. Определение выражено сочетанием существительного с предлогом и прилагательного.

Второе словосочетание нашего предложения простое - кот (какой?) серый, где зависимый компонент также распространяет подлежащее. И здесь определительные отношения между главным и зависимым компонентами, где зависимое слово обозначает признак предмета и выступает определением. Определение выражено именем прилагательным и связано с определяемым словом-подлежащим синтаксической связью согласованием (кот серый, кота серого, коту серому). Определение, связанное с определяемым словом согласованием, называется согласованным.

Задание. Посмотрите в предыдущем занятии на словосочетания, компоненты которых связаны согласованием. На основании зависимых компонентов установите, какими частями речи может быть выражено в предложении согласованное определение.

В шестом словосочетании нашего предложения на тропинке (какой?, чего?) сада зависимый компонент распространяет не подлежащее, а второстепенный член со значением предмета. При этом к зависимому слову допускается постановка двух вопросов. К логическим относится первый, который и отражает определительные отношения, так как грамматическая форма существительного сада указывает в данном случае на признак предмета и допускает замену прилагательным: на садовой тропинке (сравните похожие словосочетания, например, тропинка леса - лесная тропинка, сердце матери - материнское сердце). На основании этого существительное сада является определением. Второй, грамматический, вопрос показывает, что зависимое существительное стоит в родительном падеже и что определительные отношения в словосочетании обслуживает синтаксическая связь управление. Определение, связанное с определяемым словом управлением или примыканием, называется несогласованным.

Задание. Посмотрите в предыдущем занятии на словосочетания, компоненты которых связаны примыканием, и установите, какой частью речи может быть выражено в этом случае определение.

Особого внимания заслуживает несогласованное определение, связанное с определяемым словом примыканием и выраженное неопределённой формой глагола. Инфинитив-определение не имеет при себе вспомогательного глагола и относится к определяемому слову-предмету, от которого можно поставить два вопроса: вопрос определения какой? в нужной грамматической форме и вопрос к инфинитиву что делать?, что сделать?, сравните:

1) Петя хочет учиться. (сост. глаг. сказуемое с модальным вспомогательным глаголом при подлежащем, обозначающим действующее лицо)

2) У Пети появилось желание учиться. (определение, обозначает признак предмета-подлежащего: желание какое?, что делать? учиться)

Если в речи перед определением-инфинитивом стоит интонационная пауза, на письме она отражается в виде факультативного тире. Такие определения-уточнения обычно стоят в конце предложения, на них падает логическое ударение, а перед ними можно вставить уточняющие слова а именно, например:

У Пети появилось непреодолимое желание - учиться.

Кроме того, в предыдущем уроке было указано, что согласование может быть и неполным, когда от определяемого слова-предмета зависит слово-предмет, выраженное именем существительным и согласуемое с определяемым словом только в падеже (дерево дуб). Определение-существительное, согласуемое с определяемым словом только в падеже, называется приложением.

Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки и выбирая нужную форму согласованного определения. Обращайтесь в раздел для справок.

1. На заставе служили три (бравые, бравых) солдата. 2. Четыре (большие, больших) окна дома смотрели на юг. 3. В нашем классе учатся две (красивые, красивых) девочки. 4. (Первые, первых) два призовых места заняли российские спортсмены. 5. (Первые, первых) две отличившиеся в олимпиаде ученицы были премированы поездкой на теплоходе.

Для справок

Рекомендуется следующая форма согласования определения, относящегося к синтаксически несвободному словосочетанию числительного и существительного при числительных два, три, четыре:

а) при существительном мужского и среднего рода определение, стоящее между этим существительным и числительным, употребляется в форме родительного падежа множественного числа: три бравых солдата, четыре больших окна;

б) при существительном женского рода определение, стоящее между этим существительным и числительным, употребляется в форме именительного падежа множественного числа: две красивые девочки;

в) если определение стоит перед словосочетанием числительного с существительным, то оно употребляется в форме именительного падежа множественного числа независимо от рода существительного: первые два призовых места, первые две ученицы.

Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки и выбирая нужную форму определяемого слова. Обращайтесь в раздел для справок.
 
1. Сегодня на занятии в биологическом кружке изучали головной и спинной (мозг, мозги). 2. Ряд экспедиций на Кавказ предприняли школьники десятого и одиннадцатого (класса, классов). 3. Лето мы с отцом проведём в Московской и Рязанской (области, областях). 4. В книге описывался первый и второй (походы, поход) Суворова. 5. Кроме английского, факультативно я изучила (языки, язык) немецкий и французский.

Для справок

Если при определяемом существительном имеются два зависимых от него определения, то это существительное может употребляться в форме единственного и множественного числа:

а) единственное число показывает, что определяемый предмет являет собой тесную терминологическую совокупность: головной и спинной мозг, десятый и одиннадцатый класс;

б) множественное число указывает на наличие нескольких предметов: Московская и Рязанская области, первый и второй походы;

в) если определяемое существительное стоит впереди определений, то оно ставится во множественном числе: языки немецкий и французский, области Московская и Рязанская
 
Задание. Перепишите, согласуя определения с определяемыми словами в числе. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.

1. Картины были размещены в больш… зале и гостиной. 2. Старш…брат и сестра оправились на прогулку в лес. 3. Отец с гордостью говорил об успехах сво… сына и дочери. 4. Недавно реставрированн… музей и галерея открыты для посетителей.

Для справок

Если определение относится к двум определяемым существительным, соединённым союзом и, то оно может стоять в форме единственного или множественного числа:

а) единственное число употребляется в случае, если по смыслу определение относится только к ближайшему существительному (в большом зале и гостиной, старший брат и сестра);

б) множественное число употребляется в случае, если определение относится к обоим существительным (своих сына и дочери, отреставрированные музей и галерея).

Задание. Перепишите, вставляя, где нужно, буквы в окончания приложений - географических названий. Обращайтесь в раздел для справок.

1. Некоторое время наша семья проживала в городе Москв… 2. Упорные бои во время Великой Отечественной войны проходили на реке Одер… 3. Саша был родом из села Крюков… 4. Охотничий домик егеря находился возле озера Байкал… 5. Теплоход приближался к острову Кипр… 6. У горы Эльбрус… расположилась туристическая база. 7. Астрономы изучали движение планеты Марс…

Для справок

Географические названия, выступающие в роли приложений, могут согласовываться или не согласовываться в косвенных падежах с определяемым словом:

а) согласуются склоняемые названия городов, деревень, посёлков и рек (в городе Москве, на реке Одере, родом из села Крюкова);

б) не согласуются остальные географические названия - озёр, островов, гор, астрономические объекты (возле озера Байкал, у острова Кипр, у горы Эльбрус, планеты Марс).

Образование