Государство начнет выводить на торги зерно из государственного интервенционного фонда. Оно должно снизить напряжение на рынке пшеницы и ржи. Тем не менее едокам не стоит ждать снижения цен на продовольствие, говорят эксперты. Даже стабилизация наступит не раньше конца марта.
Всего государство планирует выделить из "закромов" около 5,63 миллиона тонн зерна. В пределах 1,13 миллиона по отдельному постановлению достанется Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Еще два миллиона "поедут" по другим регионам. Там местные власти сами распределят зерно по заявкам от предприятий. На биржу при этом будет выходить по 500 тысяч тонн в месяц -всего 2,5 миллиона.
Минимальные цены, по которым будет распродана часть зерновых запасов, были опубликованы вчера в "РГ". Они колеблются от 6000 рублей до 7535 рублей за тонну в зависимости от регионов и вида зерна. На каких условиях регионы получат зерно по заявкам, пока неясно. Поэтому производители, которые в приоритетные списки не попали, боятся расслоения рынка: кому-то продадут дешевле, кому-то - дороже.
Тем не менее сообщение о начале продаж уже успело охладить рост цен у операторов рынка. "В течение недели прошел процесс регионального выравнивания цен на основные зерновые товары - пшеницу всех классов и ячмень", - говорит Владимир Петриченко, руководитель однойкомпании . Но это совсем не значит, что теперь цены резко "откатятся" назад или значительно приостановят свой рост.
В последние недели перед выходом государства на биржу торговля зерном шла уже не так активно, тем не менее рост цен на него продолжался. Сейчас продовольственная рожь на рынке стоит уже 7580 рублей, примерно столько же дают за продовольственную пшеницу, а фуражный ячмень продают по 8830 рублей за тонну. На мировом рынке они уже "зашкаливают" за исторический максимум.
Минимальные цены на государственное зерно будут в разы ниже. Но это не означает, что государство будет торговать себе в убыток. У производителей зерно покупали, по оценкам экспертов, по 3,5-4 тысячи за тонну. Хотя хранить его было затратно - по миллиарду рублей в месяц. Теперь, с продажей и распределением почти половины зерна из фонда, по оценке вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, власти сэкономят еще по 62 рубля с тонны на обслуживании "закромов".
Фуражный ячмень из запасов начнут торговать от 6 тысяч рублей за тонну, продовольственная пшеница урожая 2008 года для некоторых регионов России обойдется и в 7535 рублей. Это не окончательная цена, хотя Корбут считает, что вряд ли она будет значительно выше. Однако к стоимости необходимо прибавить еще и цену отгрузки и транспортировки в нужный регион. В итоге его стоимость не будет разительно отличаться от рыночной. До предприятий оно дойдет примерно по девять тысяч за тонну. Но при этом госзерно не сможет "опрокинуть" рынок, лишив производителей, у которых урожай удался, прибыли. К тому же власти не сразу "вывалят" 2,5 тонны, а будут продавать его равномерно.
Первое зерно попадет к биржевым покупателям не раньше марта, говорит Корбут. Мукомолы ожидают его и вовсе не раньше апреля - надо оформить документы, найти вагоны и привезти. К тому же муку из зерна интервенционного фонда намолоть нельзя, рассказал корреспонденту "РГ" президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий Аркадий Гуревич. Она не того качества, чтобы производители выпустили "ГОСТовский" товар. К ней будут примешивать рожь с большим содержанием клейковины, которой на рынке сейчас мало, и цены на нее все еще высокие. Так что покупателям не стоит ожидать, что цены на буханки и булочки резко упадут. Предприятия, скорее всего, увеличат свою маржу. Сейчас, как говорит Гуревич, и хлебопеки, и мукомолы работают в убыток. Ценники на мясо тоже вряд ли перепишут. В стоимости вырезки кормовая составляющая хоть и существенная, но потребители вряд ли почувствуют снижение ее цены.
Однако в целом, говорят эксперты, рынок должен успокоиться, а кормовой дефицит спадет. И с весны цены на зерно начнут стабилизироваться. Правда, до этого производители будут вынуждены закупать то, которое есть на рынке, то есть подороже.
Изначально в интервенционном фонде было 9,5 миллиона тонн. А значит, сейчас останется около четырех. Хотя пока неизвестно, в каком оно состоянии. Объединенная зерновая компания уже предупреждала о нарушениях при его хранении. Но производители стали выводить на рынок неучтенное скрытое зерно и продолжат это делать, уверен Петриченко. И оно тоже сыграет роль в стабилизации цен.