Безопасность каждой станции московского метро будут обеспечивать кинолог с собакой. Об этом корреспонденту "РГ" сообщили в пресс-службе столичной подземки.
Такое решение мэр Москвы Сергей Собянин принял во время встречи с президентом Дмитрием Медведевым, когда они осматривали технические новинки на станции "Охотный Ряд", которые должны повысить безопасность пассажиров.
Казалось бы, что может собака против, например, террориста-смертника? "Да, наброситься на него она не имеет права, - согласился заместитель начальника центра кинологической службы управления милиции на московском метрополитене Александр Кравченко. - В таком случае взорвутся оба. Но большое значение имеет психологический фактор: вряд ли террорист пойдет в метро, зная, что может встретить там кинолога с собакой".
Четвероногие охранники центра - овчарки, лабрадоры и один спаниель - пугают бандитов не только своим видом. Они обучены искать взрывчатые вещества, а некоторые специализируются и на поиске наркотиков. К сожалению, их пока в метро мало - всего 51. А для того чтобы держать под контролем все 182 станции московской подземки, требуется не меньше 500 собак.
Почему так много? Дело в том, что собачья работа в метро очень трудная. Толпы народу в часы пик, множество запахов, гул поездов... И это при том что слышит собака в 16 раз лучше человека. Поэтому спуск в метро для животных - всегда огромный стресс. Чтобы сберечь их здоровье, важно соблюдать строгий режим. Рабочий день - не дольше четырех часов, в течение которых собака обследует одну станцию за другой. В промежутке между проверками кинологи стараются дать питомцам хоть минут пятнадцать отдохнуть. Кормят только после работы. Зато выходной начинается с прогулки. Затем завтрак и в течение двух часов отдых в вычищенном вольере (площадь должна быть не меньше 18 квадратов!). Далее снова выгул, тренировка, ужин. Собак в милиции любят и берегут, но все равно им приходится работать сверхурочно. Из-за этого профессиональные качества ухудшаются. Сейчас 15 псов уже пенсионного возраста, значит, надо набирать молодняк. Годовалых псов берут обычно в зональном кинологическом центре в Балашихе. Затем вместе с кинологами их отправляют на полгода в одну из трех школ - в Уфу, Ростов-на-Дону или ту же Балашиху. Оттуда собаки возвращаются уже специалистами своего дела, но оттачивать мастерство им приходится всю жизнь.
У начальника третьего отделения по поиску и обнаружению наркотических средств Натальи Щетининой - две собаки. Викентию 11 лет и за время долгой службы он обнаружил немало находок. Самая большая - полкило анаши. Второму кобелю - овчарке по кличке Арман - всего четыре года, но тоже находил героин. Про взрывчатку Наталья не рассказывает. Почему? Как объяснила Наталья, "В Чечне, например, собак, которые специализируются на этом, отстреливают". Преступники понимают: нечестному милиционеру можно, например, дать взятку. А собаке не дашь.
Жаль только, обижаются кинологи, пассажиры, которых они охраняют вместе со своими питомцами, не всегда однозначно реагируют на служебных собак. "После мартовских терактов в метро на нас смотрели с уважением, стали везде пропускать, - вспоминает Наталья Щетинина. - Протискиваюсь в вагон, все расступаются, никто собаке на лапы не наступает. Когда один молодой человек позволил себе заметить, что пес без намордника, на него полвагона сразу накинулось. Но прошло немного время, беда подзабылась, и снова все чаще слышим недовольное: "Куда претесь со своими собаками?"