07.02.2011 00:20
В мире

Дискуссия в "РГ": стоит ли рисковать жизнью туристам в Египте ради моря и солнца?

Стоит ли рисковать жизнью ради моря и солнца?
Текст:  Елена Новоселова Елена Яковлева
Российская газета - Федеральный выпуск: №24 (5400)
Читать на сайте RG.RU

Дмитрий Фильчаков, фотохудожник:

- В Египте русских любят, мы помогали египтянам экономически (строили плотину) и политически (во время арабо-израильского конфликта), и это добро они не забудут никогда. Поэтому опасности для наших туристов там нет, они могут в Египте спокойно отдыхать, их никто не тронет. Стихия толпы и революции привлекает. У каждого человека в жизни есть такой период, когда он хочет перемен, когда в его крови играют революционные настроения, потребность что-то делать для мира. Это не оправдывает, конечно, социальных экстремалов, которые готовы впутаться в любую заваруху. Участвовать в таких вещах я бы не стал, потому что поддерживаю демократические свободы. А наблюдать, за тем, что происходит в Египте, мне интересно. Я бы не уехал оттуда, если бы не закончился отпуск. Фоторепортаж с улиц Каира? Почему нет? На будущее, ведь история человечества повторяется, и для новых поколений такие снимки были бы весьма полезны.

Моя потребность рисковать вовсе не значит, что мне наплевать на собственную жизнь. Состояние риска просто необходимо человеку. Я рискую потому, что очень люблю жизнь. И это заключается в том, что я получаю максимальные ощущения от прожитых секунд. Но вот что важно: риск не должен быть глупым. Его нужно осознавать и просчитывать. С этой точки зрения, скалолазание, которым я занимаюсь, безопасный вид спорта. Людей заставляет рисковать прежде всего тяга к самопознанию. Осознанно идущий на риск человек пытается найти границы собственных возможностей, понять для себя, что он может, а чего ему никогда не достичь. Когда экстремал сверхмотивирован, это расширяет перед ним границы возможного. Что это значит? В мозгу начинает вертеться: а почему я этого не смогу, не преодолею, не перетерплю? И включается дополнительная мотивация, человек совершает то, что еще несколько часов назад считал невозможным. Тем самым становится более свободным: сначала разумом, а потом и телом. Я знаю, что очень многих людей моего возраста, которые ищут экстрим и ловят адреналин на скалах или во время дайвинга в Епипте. Когда лезешь по скале, ты сконцентрирован, нет лишних мыслей, вся твоя сущность в этот момент замыкается в маршруте. Слышишь стук своего сердца, чувствуешь пульс. Помнишь каждый камень, за который брался, каждый выступ, на который ставил ногу. Это - как маленькая прожитая жизнь. И в ней, конечно, бывают очень сильные эмоционально насыщенные моменты, когда ты понимаешь, что вот-вот сорвешься. А когда это происходит, вся жизнь пролетает перед глазами, ты уповаешь только на то, чтобы друг успел тебя подстраховать. Но после этого приходит опыт, становишься увереннее и стремишься к вершине с еще большим желанием. А там, на вершине, человек испытывает эмоции, которые сравнить ни с чем больше нельзя. Нет ничего лучше этого ощущения победы. И еще одно очень важное для того, чтобы чувствовать себя настоящим мужиком: недостижимое, которое сейчас в твоих руках, - это только следующая ступень к чему-то большему. Да и потрясающий вид с высоты птичьего полета мало кому доступен.

нет

Александр Титель, режиссер:

- Я отказался от поездки в Египет на отдых, поменял маршрут, купил путевку в другую страну.

Мне кажется, что мы должны более трепетно и уважительно относиться к жизни, которая нам дарована. И к здоровью своему, необходимому нам для жизни и работы в своей стране, и для своей семьи.

Конечно, рискованное пренебрежение официальными предупреждениями о нежелательности турпоездок в Египет связано с некоторыми нашим ментальными чертами. Всегда у нас была "судьба - индейка, а жизнь - копейка". А за ХХ столетие жизнь человеческая в России в связи с трагедиями и людскими потерями, которые на протяжении этого века происходили, стала совсем недорога. И это ужасно. Жизнь и здоровье - дар, кто-то считает, что Божий, кто-то - природы, но в любом случае его надо ценить, уважать, беречь.

По поводу неразумных рисков, так же, как и по поводу огромного количества людей, гибнущих в автоавариях, мне кажется, надо бить во все колокола. На эту тему должны сниматься фильмы, писаться статьи, делаться выступления, собираться заседания Думы. Надо стараться повлиять на людей, снова приучая их любить, ценить и уважать друг друга, и жизнь и здоровье - свое и чужое. Вообще надо бы заявить такую человекосберегающую программу.

Но есть еще и этический момент, оставновиший меня от поездки в Египет. Я думаю, что сегодня в этой стране происходят очень важные и драматические изменения. В них участвуют десятки тысяч людей, они не могут не вызывать у нас тревогу и сочувствие. И позволить себе, даже находясь в 300 или 500 километрах от эпицентра событий, гулять, наслаждаться жизнью, вкусно есть, сладко пить, плавать - мне кажется, не очень хорошо. Как-то вроде - "А нам все равно..." Ну а как же тогда со "всемирной отзывчивостью", о котрой писал Федор Михайлович Достоевский?

Я отдыхал в Египте несколько лет назад, было удобно, комфортабельно, вежливо, чисто, аккуратно, и, в общем, хорошо. Достаточно ли безопасно? Если вспомнить про недавние случаи с акулами, нападающими на купающихся и о бездействии местных служб, или про регулярные аварии автобусов и автомобилей с туристами, то это, конечно, напрягает. Отдых в Египте дешевле, чем во многих других местах, но "на авось" тоже не следует полагаться.

Очень хорошо, что сегодня появляются официальные предупреждения о нежелательности турпоездок в Египет. Мне кажется, они свидетельствуют о том, что государство заботится о своем народе. Да и частные фирмы, задумывающиеся о своем имидже, размещают на своих сайтах официальные предупреждения.

Чем серьезнее и регулярнее мы будем обращаться к вопросам человекосбережения, чем чаще будем занимать такими темами полосы газет и программ телеканалов, тем больше у нас шансов найти дорогу к сохранению жизней друг друга. Не выезжать на встречную полосу, не сбивать людей на остановках, не рисковать, выбирая маршруты отдыха, чтобы беречь жизнь свою и собрата, - это мне кажется важным. Все ходят в поисках национальной идеи, так вот она - давайте беречь друг друга.

Египет