Завтра Госдума рассмотрит в первом чтении проект федерального закона, который совершенствует механизмы надзора со стороны Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) за деятельностью участников финансового рынка и создает на их основе систему пруденциального надзора, которая будет соответствовать международным требованиям.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовому рынку Лиана Пепеляева отмечает: "По сути, речь идет о создании пруденциального надзора на рынке ценных бумаг аналогично тому, как это есть сегодня в банковской сфере. Так, Банк России устанавливает для кредитных организаций обязательные нормативы (ликвидности, достаточности собственных средств и т.д.), которые призваны обеспечить их устойчивость и защитить права их клиентов. Подобными полномочиями по отношению к профессиональным участникам рынка ценных бумаг предлагается наделить ФСФР".
Как пояснил заместитель руководителя ФСФР России Александр Синенко, "для создания наиболее качественной основы осуществления надзора теперь предлагается законодательно закрепить принципы и цели осуществления пруденциального надзора - постоянный характер надзора и поддержание стабильности финансовой системы РФ, а также защиту интересов инвесторов на рынке ценных бумаг". Сейчас же, по словам Александра Синенко, система контроля за профессиональными участниками построена на фрагментарном подходе.
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин уверен, что система предупредительного (пруденциального) надзора более сложная, чем система ретроспективного надзора, применяемая сейчас. "После принятия закона для участников рынка возникнут требования по ограничению совмещения профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг, предоставлению полной информации о структуре собственности, увеличится и детализируется отчетность, предоставляемая компаниями". Причем, по мнению эксперта, в целях защиты интересов клиентов, в случае приостановления действия или аннулирования лицензии федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг предоставляется право назначения в организациях своего уполномоченного представителя, а в особых случаях - введения временной администрации. "Результатом может оказаться определенное снижение рентабельности бизнеса финансового сектора брокерских услуг, что будет стимулировать его консолидацию", резюмирует Александр Осин.
Директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал" Владимир Рожанковский высказал мнение, что законопроект о пруденциальном надзоре над участниками рынка ценных бумаг, безусловно, представляет собой интегральную целостность в формировании современного законодательства, регулирующего по-прежнему молодой и плохо контролируемый в России рынок ценных бумаг. На взгляд аналитика, у ФСФР должно присутствовать адекватное представление о своевременности и насущности той или иной законодательной инициативы, вместо простого копирования существующей законодательной архитектуры западных рынков ценных бумаг. "Например, закон об ограничении бонусов банкирам может оказаться, с одной стороны, очень сильно востребованным по современным конъюнктурным соображениям, но совершенно оторванным от российской реальности, в условиях которой подобная инициатива отвлечет значительные законотворческие ресурсы, но в практической плоскости окажется маловостребованной", - говорит Владимир Рожанковский.