В феврале на экраны выходит главный претендент на премию "Оскар" и, без сомнения, один из лучших фильмов года "Король говорит!" Тома Хупера.
Эта простая, в общем, история уже не раз повергала в слезы и слабый, что понятно, и даже сильный пол. Заставляла волноваться и ликовать, когда герой одерживал над собой трудную победу. Даже побуждала примерить эту историю на себя. Хотя, казалось бы, где рядовой зритель из какого-нибудь Арканзаса - и где всемогущий король Британской империи!
Английское кино постоянно обращается к фигурам монархов, и эти его усилия постоянно завершаются полным успехом - вспомним оскароносные "Елизавету","Королеву", "Молодую Викторию". Секрет не только в понятном любопытстве публики к быту царствующих особ, к их жизни под прессом исторической ответственности. Здесь все драматические коллизии, свойственные судьбе любого смертного, раскаляются до предела просто в силу того, что это фигуры, к которым прикованы взгляды миллионов. Любой шаг, любое решение здесь могут отозваться историческим триумфом или национальным поражением. И чем меньше это бремя ответственности перед страной и миром ощущается ближайшими к зрителям властями, тем актуальнее становятся такие фильмы.
И вот весьма распространенный недуг, поразивший принца Альберта, ставит и честь императорской фамилии, и страну, и мир в целом на грань катастрофы.
Альберт непоправимо заикается. Произнести фразу до конца - для него акт героизма. Все это было частной проблемой до тех пор, пока старший брат, гуляка Дэвид, который должен был унаследовать трон, от него не отказался. И вот в критический для истории момент начала Второй мировой войны, когда народы ждут веского слова короля, король может предстать перед толпой жалким и косноязычным. Именно такой тягостной сценой, по времени относящейся к открытию национальной выставки 1925 года, открывается фильм. Повторение позора невозможно, оно действительно грозит крахом.
Таковы обстоятельства, которые максимально обостряют ситуацию и ставят победу Британии над гитлеризмом в зависимость от способности короля победить самого себя. Личная драма преодоления приобретает исторические масштабы и заставляет следить за происходящим с утроенным сочувствием. "Король говорит!" - редкий пример полной гармонии авторской цели и режиссерских методов. Никаких попыток следовать последней кинематографической моде. Никакого страха оказаться чересчур академичным. Никаких отвлечений от простой и ясной повествовательной конструкции. Предельное внимание к внутренней жизни персонажей, она отражается на лицах героев, даже их молчание читаешь как напряженнейшую по сюжету книгу.
Главных героев трое: принц - впоследствии король Георг VI (Колин Ферт), его супруга Елизавета (Хелена Бонэм Картер) и неудавшийся австралийский актер, логопед-любитель Лайонел Лог, к которому отчаявшийся принц обращается за помощью (Джеффри Раш). Есть еще один персонаж, немой, мертвый, отливающий вороненой сталью, грозный и пугающий, он гипнотизирует принца, как удав кролика, - микрофон. Громоздкий, блестящий, из детских лет радиовещания - лакированная коробка, от которой тянутся провода к тем самым миллионам, что ждут исторической речи и слышат каждое дыхание смятенного короля. Его выступление - невидимое глазу сражение с самим собой, о нем слушатели могут догадаться лишь по предательским заминкам между словами.
Для привыкшего к мигалкам и кортежам зрителя будут удивительны картины, где король с королевой едут по загородному шоссе без охраны, а будущий монарх может запросто войти в весьма затрапезный дом к весьма подозрительному эскулапу и даже, немного покочевряжившись, позволить тому панибратски звать его просто Берти. Отношения столь неравных в социальном отношении субъектов и составляют психологическую вязь фильма - его главный и самый захватывающий сюжет. Лог у Джеффри Раша эксцентричен, неказист, хамоват и деликатен одновременно. Он ищет подходы к необычному гостю, провоцирует, шокирует, эпатирует, фраппирует - прощупывает. Точность его интуиции вызывает у наблюдателя восторг, обмен репликами остр, как фехтование, напоминает то поддавки, то игру в кошки-мышки. При том, что действие основательно заторможено заиканием короля, происходящее мучительно для обоих, и мы почти физически разделяем эти страдания. Но ясно, что король здесь берет уроки не только связной речи, но и непоказной демократии, и освободится он не только от заикания, но и от генетически усвоенных предрассудков.
Здесь и зарождается сама возможность катарсиса, который мы испытаем в финале. Мы с королем победили недуг, наша взяла, и зритель в зале предается такому же, как король на экране, сдержанному ликованию.