08.02.2011 00:45
Экономика

Во время кризиса выросло потребление декоративной косметики

Мировые производители косметики все чаще размещают свое производство в России
Текст:  Андрей Евпланов
Российская Бизнес-газета - : №5 (787)
Читать на сайте RG.RU

Косметический рынок один из самых динамичных, даже во время кризиса индустрия красоты смогла удержать свои позиции. Сейчас она выходит на новые рубежи, но на ее пути есть немало препятствий, с которыми все время приходится бороться. О том, что происходит в отрасли и чего можно ждать от рынка, нашему корреспонденту рассказала председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова.

- Каков объем российского косметического рынка и в чем его специфика?

- Эксперты по-разному оценивают объем рынка. Чаще всего упоминается цифра розничного оборота в 2009 году около 9 млрд долларов. Сказать, какую долю занимают отечественные производители, довольно сложно, нужно определиться, кого считать ныне отечественным производителем. Некоторые крупные межнациональные компании наладили производство в России и успешно работают. Это производство можно считать отечественным? Можно ли считать отечественной продукцию компании Unilever, которую производят в Санкт-Петербурге, продукцию компании Avon, выпущенную в Подмосковье, но которая делается по рецептурам, разработанным в центральных лабораториях за рубежом? Полагаю, что можно, это устойчивая часть отечественного производственного сектора, и выпускается продукция, соответствующая вкусам и потребностям именно российского покупателя. В этом случае можно оценить соотношение как 40% к 60% в пользу импорта. Но многое зависит и от сектора рынка, отечественные производители в целом работают в сегменте недорогой продукции. А вот продукция среднего и высокого ценового уровня, товары категории "люкс" - полностью ввозятся, профессиональная косметика также.

В целом отечественная продукция представлена в разных сегментах рынка по-разному, в зависимости от категории продуктов и цены. Например, в сегменте масс-маркет она представлена очень хорошо. Лидером рынка здесь, безусловно, является "Концерн Калина". В первую очередь в России производятся большинство моющих средств для волос и тела. Все уже давно поняли, что возить шампунь из-за границы неразумно. Поэтому многие международные гиганты давно размещают заказы на российских предприятиях: Schwarzkopf размещаeт свои заказы у компании "Арнест", Avon и Unilever - тоже выпускают свои моющие средства в России.

Что касается средств по уходу за кожей, то здесь ситуация более сложная. В дешевом секторе лидируют российские компании, выпускающие хорошую качественную продукцию: "Концерн Калина", "Весна" из Самары, "Невская косметика", краснодарская "Аванта". Есть и очень интересный ассортимент продуктов и у небольших компаний, например "Лаборатория Эманси" в Москве или краснодарской "Шарм Клео". Импорт дешевой косметики сейчас не так велик, как ранее: устойчивые позиции у польской и белорусской косметики и растет поток продукции из Китая.

В производственной сфере у нас пока существенно отстает сектор декоративной косметики, хотя есть очень позитивные сдвиги. Серьезно выдвинулись вперед по оснащенности оборудованием и научному потенциалу и новым разработкам три предприятия. Среди них в первую очередь стоит отметить московскую компанию "Гамма Косметик", которая предлагает чрезвычайно интересные продукты и много работает по контракту с другими компаниями, "СМ Мишель" и "Арт-визаж". Эти фабрики разовьются в серьезных конкурентов западным компаниям и уже стали мощными контрактными производителями декоративной косметики.

В сегменте парфюмерии в России работать достаточно сложно. С введением лицензирования и системы ЕГАИС, жестко регулирующей оборот спирта на производстве, число компаний, которые могут производить качественную парфюмерию, стало ограниченным. Безусловный лидер российской парфюмерии - московская фабрика "Новая заря". И тем не менее наши предприятия выпускают продукцию дешевого и среднего ценового сегмента, часть разработок делаются специально под российского покупателя. Дорогая парфюмерия в России не производится.

- Как отрасль вышла из кризиса, если вообще можно говорить о кризисе на косметическом рынке?

- Говорят, во время войны резко возрастает потребление помады. Что-то в этом, видимо, есть, потому что потребление декоративной косметики в кризисный год действительно выросло. Причем в общем ассортименте новой продукции, выпущенной на рынок, доля декоративной косметики поднялась с 16 до 18%. Казалось бы, немного, но это была единственная категория, которая выросла. И в целом рынок не упал, несмотря на то, что сократилось потребление в дорогом сегменте - потребители ушли в более дешевые сегменты - средний и дешевый.

- Сколько всего предприятий в нашей стране работают на "индустрию красоты" и кого можно считать лидерами?

Сейчас, по нашим данным, работает около 400 российских предприятий, выпускающих продукцию как под своими торговыми марками, так и по контракту. Это представители как крупного бизнеса, так и среднего, мелкого. Крупный бизнес - это всего около 20 компаний, остальные - средний и мелкий. Большинство крупных компаний состоят по многу лет в Российской парфюмерно-косметической ассоциации и очень активно работают и на благо отрасли в целом. Это "Концерн "Калина", "Юнилевер Русь", компания "Эйвон", "Арнест" в Невинномысске, "Весна" в Самаре, "Аванта" в Краснодаре, "Невская косметика", "Новая Заря", московская компания "Красная линия".

В годы кризиса резко возросла на рынке доля сетевых компаний. По некоторым оценкам, она выросла с 23% до 30% рынка косметики. Из российских компаний, как и ранее, лидирует Faberlic. Новые российские компании, созданные несколько лет назад, постепенно набирают силу, например, компания СIEL parfum, которая, развившись на парфюмерном ассортименте, приступила к созданию косметической продукции.

- Что мешает отрасли развиваться?

- РПКА провела большое исследование по сбору данных и анализу вывода новой продукции на рынок с 2008 г. до июля 2010-го. Получилось, что за год выводилось примерно 45 тысяч наименований новых продуктов. С 1 июля 2010 года введением правил Соглашения Таможенного союза компаниям была вменена государственная регистрация продукции. Введение госрегистрации не было федеральными органами подготовлено должным образом, полностью отсутствовал переходный период. В условиях полной неразберихи с документами сразу же возник ступор на таможне, который очень дорого обошелся компаниям. Кроме того, под госрегистрацию попало еще и все косметическое сырье, которое ранее никак не регламентировалось. Причина всех неувязок - скоропалительность принятия решений и отсутствие предварительных консультаций с бизнесом. Надо отдать должное Роспотребнадзору, с первых дней организовал прямой диалог с бизнесом, с представителями ассоциаций и союзов товаров потребительских групп и подготовил по нашим запросам достаточно много предложений Комиссии Таможенного союза, для внесения в различные документы, регламентирующие работу рынка. Большая часть предложений уже реализована в постановлениях. Но само появление госрегистрации стало для отрасли очень существенным тормозом в развитии, и все это для нас еще скажется в 2011 году. Главное - резкое повышение стоимости и времени вывода нового продукта на рынок. По нашим оценкам, в 2009 году стоимость вывода на рынок одного косметического продукта, т. е получения комплекта разрешительных документов - сертификация, составляла в среднем по отрасли 6 тысяч рублей. Сейчас цена - около 30 тысяч. Это однозначно приводит к резкому сокращению вывода новинок, усложнению всей процедуры. Пока еще компании продолжают работать по старым документам, но за 2010 год службы Роспотребнадзора должны будут зарегистрировать вновь и перерегистрировать, по нашим данным, около 120 тысяч косметических продуктов. Это в случае, если компании захотят продолжать выпускать и продавать заранее запланированный либо находящийся пока в обороте ассортимент. Похоже, что этого не будет, поскольку за второе полугодие 2010 года зарегистрировано не более 4500 косметических продуктов.

- Новым документом, по которому предстоит работать отрасли с 2012 года, является Технический регламент ЕврАзЭС, который был вывешен в конце прошлого года для публичного обсуждения. Обсудили?

- Новый регламент в большой степени гармонизирован с европейским законодательством. Бизнес внес все свои замечания, но какой документ мы получим на выходе, пока не известно. Работа в условиях с ВТО, наверное, будет новой проблемой для отрасли. К обсуждению этой темы мы пока не готовы, не видим никаких усилий, направленных на информирование бизнеса, и дискуссию с ним по этой теме со стороны федеральных органов. Пока у нас даже нет целого ряда существенных межгосударственных соглашений, необходимых для конструктивной работы предприятий в новых условиях.

В прошлом году обозначилась еще одна острая проблема. На центральных каналах телевидения появился ряд передач, которые декларируют благие намерения информировать потребителя, а на самом деле всячески запугивают нас. Это не что иное, как целенаправленное разрушение рынка в погоне за высокими рейтингами передач. Ущерб, который такие передачи наносят производителям и нам всем как потребителям, в конечном счете трудно переоценить.

Мы сумели пройти сквозь все сложности переходного периода и уверены, что нам удастся справиться и со всеми этими проблемами. Только уж очень хочется работать только на развитие отечественных предприятия и усиление их позиций на рынке, а не "вопреки" всем обстоятельствам.

Динамика российского парфюмерно-косметического рынка, млрд долл.

Товары и цены