Два года минуло с момента, как на Тамбовщине решились на уникальный метод сохранения предприятий, находящихся в стадии банкротства. Администрация области национализировала ряд заводов, выкупив их вместе с долгами, чтобы оздоровить и затем продать перспективному собственнику. Корреспондент "РГ" выяснил, какой эффект принесло неординарное решение тамбовских властей.
Меняя профиль
Первым на государственное сохранение попал старейший в России Новотомниковский племенной конезавод. В предшествующие годы на нем сменилось несколько собственников, что не лучшим образом сказалось на физическом состоянии орловских рысаков. В январе 2009-го в Интернет хлынул поток сообщений, которые можно было свести к одной фразе: на Новотомниковском от бескормицы гибнут элитные лошади. И началась всероссийская кампания по их спасению. В село Новотомниково устремились представители власти во главе с губернатором Олегом Бетиным, журналисты, добровольные спасатели, бизнесмены.
На месте выяснилось, что ситуация не столь катастрофическая: из 104 лошадей лишь четыре имели недостаточную упитанность, а сохранность остальных опасений не вызывала. Но ситуация требовала конкретных действий, и власти сменили руководство конезавода, заявив, что государство берет лошадей под свою опеку. Администрация оперативно обеспечила поголовье запасом кормов для выхода из зимовки и медикаментами и вскоре стала полноправным владельцем табуна.
Найти желающих приобрести хозяйство в собственность не удавалось, и власти предприняли попытку его акционировать, сделать народным достоянием. Но дело ограничилось благотворительной акцией, устроенной в селе Новотомниково в августе 2010 года по случаю празднования 150-летия конезавода. В конце концов предприятие так и осталось в госсобственности, но теперь относится к другому ведомству - его взяло на содержание Министерство обороны России. Правда, нового собственника заинтересовали в первую очередь не лошади, а окрестности села Новотомниково, старинные кирпичные постройки. На территории конезавода предполагается открыть реабилитационный центр для военнослужащих, а орловских рысаков поставить на казенное содержание.
В состоянии ремиссии
В прежние времена "Моршанская мануфактура" километрами гнала солдатское сукно и не бедствовала. Но, когда армия отказалась от шинелей, предприятие основательно село на мель. Выяснилось, что на шерстяных одеялах, пусть даже качественных, без грамотного менеджмента далеко не уедешь. И в январе 2009 года администрация области выкупила "суконку" у нерадивого собственника всего за 1,3 миллиона рублей. Но для вывода фабрики из кризиса требовалось 35-50 миллионов, и новый владелец, пользуясь всевозможными рычагами, взялся продвигать моршанскую продукцию на потребительский рынок. Это позволило производителю выбраться из тяжелой экономической ситуации и худо-бедно найти свою нишу на рынке.
В мае 2010 года право на управление "Моршанской мануфактурой" выиграл единственный участник конкурса - компания "Инвест-знание". Ее руководители обязались вложить в предприятие не менее 30 миллионов рублей, сохранить на заводе как минимум 550 рабочих мест и обеспечить средний размер зарплаты в семь тысяч рублей. Судя по результатам 2010-го, компания выполнила все требования, и в ближайшее время будет решаться вопрос о продаже фабрики инвестору по рыночной стоимости.
Когда медицина бессильна
Попал под опеку государства и обанкротившийся Котовский лакокрасочный завод. Прежний собственник из-за неграмотной управленческой политики накопил 500 миллионов рублей долгов и намеревался приостановить деятельность завода. Но в этот момент в судьбу предприятия вмешалась администрация области и по уже известной схеме выкупила его в собственность. В итоге свыше 600 рабочих завода остались на своих местах. А специально созданная комиссия проанализировала финансовую и хозяйственную деятельность завода и разработала меры по их оздоровлению.
В апреле 2009 года предприятие посетили представители госкорпорации "Ростехнологии". Для оживления производственной деятельности они пообещали приобретать ежегодно по 19 тысяч тонн лакокрасочной продукции для автопрома и судостроения. На роль технологического инвестора примеривались и зарубежные фирмы. В июне того же года в Котовске побывала группа депутатов Госдумы РФ во главе с руководителем Комитета по собственности Виктором Плескачевским. Изучив опыт господдержки обанкротившихся предприятий, думские эксперты поставили заводу уже традиционный диагноз - неэффективный менеджмент. Да и откуда было взяться иному, если качество продукции осталось на уровне прошлого века, в то время как рынок заполнили краски и лаки отечественных и зарубежных производителей, освоивших новейшие технологии.
Однако обещанные госзаказы так и остались обещаниями, а зарубежные инвесторы после экологического аудита категорически отказались "лечить" обреченное предприятие.
- В прошлом году Котовский лакокрасочный еще работал, - уточнила начальник облуправления по экономической политике Любовь Федорова, - но его судьба проблематична. Возможно, предприятие выкупит один из банков, хотя надежд мало. К сожалению, местные финансовые учреждения не обладают достаточными активами, а столичные филиалы в покупке умирающего завода не заинтересованы…
Пациент скорее жив
Сложные отношения региональных властей с банками стали причиной кризиса и на заводе "Моршанскхиммаш", который администрация области также вынуждена взять в собственность.
- Министерство атомной энергетики готово обеспечить предприятие заказами, - поясняет Любовь Федорова, - его продукция востребована. Но для выполнения заказа необходим кредит в размере 50 миллионов рублей. Однако банки не спешат открывать кредитную линию для проблемных предприятий. На законных основаниях помочь заводу бюджетными средствами мы не можем, поэтому выход один - взять его в собственность…
Таким образом, тамбовский метод оздоровления на поверку оказался очень консервативным и лишний раз подтвердил, что вмешательство государства в экономику может дать эффект, когда болезнь не запущена.