В Смоленской области будет принята программа развития льноводства. Прежде отрасль была в регионе одной из ведущих, однако в последнее время объемы производства льна и продукции из него сократились до минимума. Региональные власти связывают надежды с инвестиционной активностью в этой сфере и повышением спроса на льняные изделия.
В 60-е годы прошлого века в Советском Союзе пели песню, в которой были такие слова: "И слышится в каждой колхозной избе: Бородич, Бородич, спасибо тебе!". Сейчас звучит странно, но тогда на Смоленщине понимали, о ком идет речь. Зинаида Бородич, ученый-агроном Смоленской областной опытной станции, вывела сорт льна "Л-1120", прозванный в советской печати "синеглазым богатырем", на котором и поднялось местное льноводство.
Наивысшего же расцвета отрасль достигла в 80-е годы, когда в регионе удалось создать уникальный комплекс по выращиванию и переработке льна. Посевы этой культуры составляли 105 тысяч гектаров, а прибыль от реализации льнопродукции давала наибольший удельный вес во всей структуре растениеводства - 60 процентов. Однако в начале 90-х в результате непродуманных реформ льноводство пришло в упадок. Низкие закупочные цены, удорожание производства и отсутствие сбыта продукции привели к значительному сокращению посевных площадей - до 5,8 тысячи гектаров.
В конце прошлого века благодаря федеральной и областной программам развития льноводства ситуация вроде бы начала исправляться. В регион пришли инвесторы, а посевные площади льна увеличились почти до 15 тысяч гектаров. Появились сообщения об интересе китайских компаний, которые якобы были готовы и рабочую силу привезти. Но уже в 2004 году начался очередной кризис: цены, установленные переработчиками, сделали льноводство нерентабельным.
Несмотря на многочисленные шумные акции спасения, прекратил существование Смоленский льнокомбинат, хотя разработанные его специалистами технологии когда-то "гремели" на всю страну. Из 15 профильных заводов, работавших в регионе в 2004-м, до сегодняшнего дня дожили четыре. "Постарались" как раз инвесторы, которых в свое время нахваливали власти. Как напоминает председатель комитета областной Думы по вопросам АПК Александр Игнатенков, во всех этих случаях был одинаковый механизм действий. Бизнесмены заключали договоры с сельхозпредприятиями и брали в столичных банках большие кредиты на покупку сельхозтехники. Но на нужды крестьян при этом направляли не более 30 процентов средств, а остальное бесследно исчезало. Отвечать же приходилось хозяйствам. Поскольку расплатиться они не могли, начиналась процедура банкротства. Именно таким образом в 2005 году, например, был разорен льнозавод в Ельне.
Действие соответствующей федеральной программы закончилось, и оснований для ее продления на очередной период не нашлось. Льноводство стало внутренним делом регионов - на отрасли фактически был поставлен крест. Но теперь появилась надежда, что возрождение льноводства на Смоленщине все-таки возможно.
- Два года назад, когда мы призывали крестьян заниматься льном, наращивать посевные площади, они в ответ справедливо спрашивали: "Куда мы денем урожай?", - говорит губернатор Сергей Антуфьев. - В то время переработкой льна на территории области никто не занимался. Сейчас ситуация изменилась: возродился Вяземский льнокомбинат, и он нуждается в сырье. В этой связи в регионе будет разработана и принята долгосрочная целевая программа развития льноводства. У нас наконец появилась замкнутая цепочка: мы можем выращивать лен, производить его первичную переработку на четырех льнозаводах и везти в Вязьму, где сырье используют для производства разнообразной продукции - начиная от брезентовых тканей и заканчивая сорочками, детской одеждой и постельным бельем из тонкого полотна.
Последние годы для льнокомбината в Вязьме оказались нелегкими - предприятие остановилось, и его производственные мощности уже планировалось использовать для создания то ли выставочного центра, то ли крытого рынка. Но случилось чудо: появился новый хозяин, который не только поставил перед собой задачу возобновить профильную деятельность, но и внедрил ряд уникальных технологий - например, там научились ткать полотно из шерстяных и льняных нитей. Радоваться, впрочем, рано: сырья катастрофически не хватает, закупать его приходится в других регионах и Белоруссии, а это увеличивает издержки.
Предприятие способно перерабатывать до шести тысяч тонн льноволокна в год, но на комбинате заинтересованы в его переводе на двухсменную работу. Другими словами, льняное поле Смоленской области необходимо значительно увеличить. В настоящее время эту культуру в регионе выращивают на площади три тысячи гектаров, а требуется порядка 20 тысяч. Интересно, что руководство предприятия намерено самостоятельно взяться за производство сырья и уведомило обладминистрацию о готовности приобрести в собственность соответствующие земельные участки.
По мнению губернатора, у властей появились убедительные доводы в пользу возрождения отрасли. Тем более что легкая промышленность испытывает недостаток хлопка, возникший в связи с определенными проблемами в странах-производителях (в частности, это наводнение в Пакистане, ливневые дожди в Китае), а лен вполне может его заменить.