Федеральная антимонопольная служба всерьез взялась за права одной из самых широких групп потребителей. ФАС России предлагает не только снизить тарифы на роуминг, но и перейти на посекундную оплату. Об этом в интервью "РБГ" рассказал заместитель руководителя антимонопольной службы Анатолий Голомолзин.
- Анатолий Николаевич, в конце прошлого года компании "большой тройки" под контролем ФАС России снизили тарифы на роуминг. Почему это коснулось только национального роуминга и стран СНГ?
- Данная работа проводилась в рамках межгосударственного Совета по антимонопольной политике (МСАП), который объединяет антимонопольные органы стран СНГ. В 2006 году при МСАПе был создан штаб по проведению совместных расследований и мне было оказано доверие возглавить этот штаб. Мы начали заниматься теми рынками, от успешного функционирования которых зависят процессы экономического взаимодействия на пространстве СНГ и экономическое благосостояние наших граждан. В частности, в центре нашего внимания оказалось то, что связано с коммуникациями: сначала мы подготовили предложения по улучшению ситуации на рынке авиаперевозок, затем занялись телекоммуникациями.
Совместно антимонопольными органами стран СНГ была дана оценка ситуации на рынках связи, выяснили, кто и что мешает развитию конкуренции, обменялись опытом применения антимонопольного законодательства в наших государствах, в т.ч. практикой рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства. При этом мы плотно занялись и проблемами роуминга. В рамках совместного анализа антимонопольными органами стран СНГ было установлено, что тарифы на услуги связи с использованием роуминга существенно завышены и требуется принятие мер антимонопольного реагирования.
Дальше всех в этом вопросе продвинулись антимонопольщики России и Казахстана. Нами одновременно были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства, в установленном порядке было обеспечено необходимое взаимодействие, также одновременно были вынесены решения по делу. Тесная совместная работа потребовалась потому, что тарифы на услуги роуминга зависят не только от самих операторов, которые находятся в конкретной стране (в России это в первую очередь "большая тройка" - МТС, "ВымпелКом" и "МегаФон"), но и от операторов-партнеров, которые работают в соседних государствах. Операторы в России говорили, что уровень тарифов на услуги роуминга зависит не от них, а от высокой стоимости услуг операторов-партнеров. В свою очередь таким же образом объясняли высокий уровень тарифов и операторы Казахстана. Как говорится, Петр кивает на Ивана, Иван кивает на Петра. А в результате - завышенные тарифы за услуги роуминга были вынуждены платить жители наших стран.
Крупные транснациональные компании, в т.ч. в телекоммуникационном секторе, уже привыкли работать в различных странах на пространстве СНГ. Но они еще не привыкли к тому, что антимонопольные органы, чтобы обеспечить надлежащий контроль, могут проводить совместную антимонопольную политику. А более того - проводить совместные расследования. Совместно с нашими коллегами-антимонопольщиками нам удалось воздействовать на операторов, причем как на собственных, так и на операторов-партнеров.
В ходе рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства операторы еще до вынесения окончательного решения заявили о снижении цен во взаиморасчетах не только между казахстанскими и российскими операторами сотовой связи, но и более чем с 80 процентами других операторов в странах СНГ. В свою очередь это позволило снизить и тарифы для абонентов в России и Казахстане, получающих услуги роуминга во всех странах СНГ.
Снижение тарифов во взаиморасчетах между операторами связи СНГ также создало необходимые предпосылки для снижения тарифов на аналогичные услуги и для абонентов в других странах СНГ. Такую работу сейчас завершают наши коллеги из других стран СНГ.
О ходе рассмотрения проблем роуминга ФАС регулярно информировал правительство РФ. Кроме этого, данный вопрос в силу его значимости был вынесен на рассмотрение Совета глав правительств стран СНГ. В рамках обсуждения на этом высшем форуме СНГ была одобрена работа антимонопольных органов стран СНГ по совместному анализу и расследованиям на значимых рынках. Была также одобрена проделанная в 2010 году антимонопольщиками России и Казахстана работа по снижению тарифов на услуги роуминга в направлении стран СНГ. Другим антимонопольным органам СНГ было предложено аналогичным образом завершить в первом квартале 2011 года проведение антимонопольных расследований.
- Как обстоят дела с роумингом с дальним зарубежьем? Что по этому поводу думает Международная ассоциация GSM?
- Международная ассоциация GSM не является органом, который рекомендует что-то делать сотовым операторам. Она распространяет информацию, но не определяет конкретные направления деятельности своих участников. Мы тщательно изучали опыт Евросоюза, в частности то, как удалось странам Старого Света существенно снизить стоимость межоператорских расчетов и тарифы на услуги роуминга при перемещении абонентов в странах Евросоюза. Что же касается услуг роуминга, которые получают жители ЕС, находясь в третьих странах, то и для них уровень тарифов является высоким и в несколько раз превышает уровень тарифов, который применяется внутри ЕС.
Таким образом, если обобщать мировой опыт, то снижение тарифов на услуги роуминга произошло в рамках крупных межгосударственных образований. Понижение тарифов на услуги роуминга имеет место в странах Евросоюза, поскольку Еврокомиссия имеет возможность регулировать телекоммуникационных операторов ЕС. Снизилась и стоимость роуминга в странах СНГ, поскольку в рамках МСАП и работы штаба по проведению совместных расследований мы имеем возможность проводить согласованную антимонопольную политику.
- Договориться с ЕС о взаимном снижении тарифов возможности пока нет?
- Обсуждаем. Но, как правило, операторы на решение этих вопросов идут с большой неохотой. Кроме того, у нас нет правовых оснований, какие у нас имелись в рамках межгосударственного совета по антимонопольной политике и штаба по проведению совместных расследований. Тем не менее соответствующие консультации мы ведем с Еврокомиссией и нашими коллегами из целого ряда стран ЕС. Со своей стороны операторы также ведут переговоры со своими партнерами в других государствах. Я думаю, что с учетом опыта, который есть в ЕС, и опыта, приобретенного в СНГ, задаются определенные стандарты, определенный уровень конкурентного тарифа, который будет оказывать влияние и на тарифы между российскими операторами и операторами в третьих странах.
- Когда вы бываете за границей, вы на месте покупаете себе мобильную карту? Так же дешевле!
- Нет. Я пользуюсь роумингом. Дело в том, что помимо того, что операторы снизили базовые тарифы для звонков по СНГ, они еще применяют ряд специальных тарифных планов. Не всегда пользователи обращают на это внимание. Для тех абонентов, которые много говорят, есть возможность использовать специальные тарифные предложения. В результате мер, предпринятых ФАС и нашими коллегами, произошло снижение так называемых базовых тарифов (тех тарифов, которые вы применяете без дополнительных переговоров с оператором) от 1,5 до 4 раз в зависимости от вида услуги (голосовая телефония, СМС, Интернет). Если кто-то в меру ленив, то за него подумала ФАС, и абонент будет получать услуги, подешевевшие в рамках рассмотрения дела. Если кто-то хочет еще сэкономить - пусть обращается к операторам и следит за предложениями на рынке. У каждого много говорящего абонента есть возможность сэкономить в расходах на роуминг еще примерно в полтора раза за счет применения разнообразных специальных тарифных планов. Замечу, что интересные и выгодные тарифные предложения действуют как в направлении стран СНГ, так и в направлении третьих стран.
- Хочется, чтобы такие предложения были весомее!
- Мы поинтересовались у операторов связи, как они доводят до абонентов информацию о существенном снижении тарифов на услуги роуминга. Они говорят, что проводят активную маркетинговую кампанию, готовят публикации, сообщения на сайте и др. Но при этом операторы сообщали, что пользователи долгое время не были в достаточной мере активны. Только после того, как в телевизионном эфире председатель правительства сообщил о снижении тарифов на услуги роуминга, маркетинговые службы операторских компаний получили буквально шквал звонков. Складывается впечатление, что наши люди до конца не знают как своих потребностей, так и своих возможностей! Надеюсь, что и наше с вами интервью станет еще одним источником информации для населения страны о возможностях существенно сэкономить расходы абонентов, как малоговорящих, так и любящих пообщаться по мобильному телефону.
- Но пока, как Петр I, мы окно в Европу так и не откроем?!
- Для стран СНГ гарантировано даже не только открытое окно, а открытое информационное пространство. А с учетом специальных тарифных планов открывается окно не только в Европу, но и появляется возможность объять весь мир.
Замечу также, что операторы связи, с учетом прошедших дискуссий, начинают готовить и новые предложения. Некоторые из операторов, не входящих в "большую тройку", применяют услуги роуминга, основанные на так называемой технологии Call back. В этом случае абонент вынужден набирать очень длинный номер и получать услугу в режиме обратного звонка. Эта услуга может быть не так удобна, но зато дешевле обычного роуминга. Операторы "большой тройки" также начинают внедрять и эту услугу. Тема дальнейшего снижения цены за роуминг не закрыта.
- Будут ли снижаться тарифы по крупнейшим туристическим направлениям, таким как Турция, Египет?
- Во-первых, специальные тарифные предложения уже работают в этих направлениях. Во-вторых, диалог с операторами мы по этим вопросам продолжаем.
- Будет ли разработана система информирования абонентов, находящихся в роуминге, о стоимости услуг?
- Это очень важный вопрос. Этой теме мы уделили специальное внимание. Мы обязали операторов, во-первых, информировать абонентов об уровне тарифа, а во-вторых, о том, каким образом происходит списание денег со счетов абонентов. Бывает так, что абоненты заключают общий договор на получение услуги сотовой связи с оплатой в режиме авансового платежа. Но при этом они не получают в полной мере информацию о том, что списание средств в роуминге может происходить с некоторой задержкой. От одной недели до месяца. В таких случаях абонент, полагая, что работает авансовая система, пользуется услугами мобильной связи в роуминге и рассчитывает на то, что операторы связи его остановят, когда кончатся деньги на счете. А в результате - остается должен очень значительные суммы денег. Известны случаи, когда абонентам выставляли счета на десятки, а то и сотни тысяч рублей. Чтобы этого не допустить, было предписано операторам "большой тройки" информировать в виде SMS-сообщений абонента об уровне тарифа и о системе, по которой происходит списание средств. Начиная с первого квартала 2011 года такая система, согласно предписанию ФАС и принятым на себя обязательствам операторов связи, в полной мере начинает работать. Подчеркну, это бесплатное информирование.
Важно и то, что все больше и больше операторы связи начинают оказывать услуги связи, учитывать трафик и соответствующие расходы абонентов в режиме реального времени (on line). В этом смысле актуальным останется лишь предупреждение операторов об уровне тарифов.
- Как вы полагаете, откажутся ли когда-нибудь компании от внутрисетевого роуминга?
- Внутрисетевой роуминг - понятие, которое напрямую не вытекает из определения роуминга. Фактически происходит оказание услуг в рамках одной сети соответствующего оператора. Роуминг же по определению - это оказание услуг связи на сети другого оператора.
К примеру, в Евросоюзе, если у оператора связи есть свои сети во многих станах ЕС, то нет внутрисетевого роуминга, нет различия в тарифах при предоставлении услуг в пределах населенного пункта, в пределах страны или в пределах ЕС. У нас, к примеру, Красноярский край покрывает территорию нескольких Франций. Россия расположена на многие тысячи километров с севера на юг и с запада на восток. Соответственно, тарифы дифференцируются по субъектам Российской Федерации и между субъектами Российской Федерации. А с учетом особенностей взаимодействия сетей сотовой и фиксированной дифференцированными оказываются и услуги, оказываемые в пределах одной сети крупных федеральных сотовых операторов.
Сложившаяся в настоящее время ситуация с внутрисетевым роумингом отражает сложившуюся устаревшую структуру и иерархию построения сетей связи, а также взаимодействия сетей сотовой связи с сетями фиксированной связи ("проводных" сетей связи). В значительной степени проблема внутрисетевого роуминга в нашем понимании будет решена, когда по-другому будут урегулированы процедуры прохождения трафика между сетями операторов сотовой связи и фиксированной связи. ФАС в конце прошлого года направила предложения в минсвязи об изменении существующего порядка прохождения трафика, когда трафик сотовых операторов для того, чтобы переместиться из одного субъекта Российской Федерации в другой, обязательно должен пройти через транзитные узлы фиксированных операторов. У сотовых операторов построены свои сети связи, и они могут иметь сплошное покрытие по регионам гораздо большее, чем субъект Российской Федерации. В телекоммуникационном секторе имеет место конвергенция (объединение) услуг и сетей фиксированной и сотовой связи. Продолжается и бурное развитие новых технологий. Это позволяет в перспективе в значительной степени нивелировать влияние географических расстояний на цены оказываемых услуг. За счет оптимального сочетания использования сетей фиксированной и сотовой связи имеется возможность существенно снизить тарифы на так называемый внутрисетевой роуминг и в итоге от него отказаться.
- Какую роль в отказе от роуминга может сыграть административный ресурс?
- В некоторых случаях это правильнее называть по-другому - административным барьером. Такого рода барьеры нужно устранять. Проблема еще заключается в том, что сети фиксированной связи - это сети "Связьинвеста", "Ростелекома" - компаний с государственным участием. И регулируются, и управляются такие компании минсвязи или ему подотчетными ведомствами. Министерство в данном случае может совмещать функции регулятора и функции управленца. Мы полагаем, что здесь существует конфликт интересов. Именно поэтому сотовые операторы пока не могут в полной мере реализовать свой рыночный потенциал и сделать систему взаиморасчетов, основанной исключительно на экономических механизмах, а не исходя из построения сетей, структура организаций взаимодействия на которых может работать в пользу ограниченного круга участников рынка. Мы полагаем, что здесь также есть необходимость существенно ситуацию менять - регулирование, в том числе отраслевое, должно осуществляться независимым регулятором.
- Где еще нужно задействовать административный ресурс?
- В разработке новых проконкурентных "правил игры". Имеется еще одна мера, которую мы предлагаем и будем решать совместно с нашими коллегами из минсвязи - переход на другую единицу тарификации. Мы предлагаем перейти на посекундную оплату. Только в этом случае после устранения значительных округлений при применении поминутной единицы тарификации абоненты будут платить деньги за реально оказанную нам услугу. Во многих странах внедрена посекундная тарификация, в некоторых остается поминутная, как у нас. К примеру, наши коллеги из Казахстана при оказании услуг связи в роуминге применяют единицу тарификации - десять секунд. Согласитесь, даже десять секунд - это гораздо лучше, чем одна минута. Технические возможности средств связи позволяют обеспечить реализацию такого порядка, а значит, не должно быть и сдерживающих нормативно-правовых рамок.
- Кто будет вносить поправки в правила?
- Поправки необходимо вносить в Правила оказания услуг сотовой связи. В соответствии с компетенцией вносить их должно минсвязи, поскольку именно оно является органом, который уполномочен готовить проекты нормативно-правовых актов в области связи и вносить соответствующий документ в правительство. Мы рассчитываем, что они этим вскоре займутся.