10.02.2011 00:15
Общество

Страшно ли заглядывать в будущее? Парадоксальные прогнозы от футуролога Игоря Бестужева-Лады

Известный российский cоциолог, футуролог,профессор Игорь Бестужев-Лада: через двадцать лет человек сам себя не узнает
Текст:  Ольга Герасименко Олеся Курпяева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №28 (5404)
Читать на сайте RG.RU

В 2002 году он спрогнозировал победу чернокожего американца на президентских выборах в США, сегодня он уверяет, что лет через двадцать появится новая раса людей, что человеку нечего делать в космосе и что компьютер готовит всем нам большую "подлянку".

Борьба ритуалов

"Российская газета": Игорь Васильевич, вы живете в двух шагах от печально известной гостиницы "Орехово" - две недели назад там селили родственников жертв теракта в "Домодедово". О терроризме вами написано много. Теракты - их можно спрогнозировать? Или мы перед этим злом бессильны? 

Игорь Бестужев-Лада: Прогноз здесь печальный - для террористов открываются все новые и новые возможности. Если раньше типичным терактом был взрыв самолета, то сейчас, видите сами, террористы везде. Идет четвертая мировая война, и надо к этому приспосабливаться. Тем не менее, мы не приспосабливаемся.

"РГ": И каким образом это сделать?

Материал публикуется в авторской редакции. Читать версию статьи из номера

Бестужев-Лада: Необходимо объяснить людям, что обстановка в мире существенно изменилась, что наступила другая эпоха, совсем иная, чем 10-20 лет назад. Другой мир, а мы остались в прошлом.

 Я недавно перечитывал роман Артура Хейли "Аэропорт" - речь в нем идет о 60-ых годах прошлого века. Меня поразило: в Америке с тех пор ничего не поменялось - те же самолеты, только чуть больше, те же проходы, примерно тот же контроль...Изменилось только лицо террора: в романе террорист - это один сумасшедший,а сейчас их столько! Но вернемся к вопросу. Скажу страшную вещь: главные виновники терактов не террористы, а мы с вами.

"РГ": ?!

Бестужев-Лада: Судите сами. Сто лет назад, когда из деревни кто-то уезжал, его провожало несколько десятков человек - люди шли за телегой, пели, плакали. Таков был ритуал. Все изменилось, а ритуал остался. Вот скажите, зачем мы берем в аэропорт или на вокзал кучу провожающих - всех, даже тех, кто с трудом переносит дорогу, болен или просто не хочет? Пощады никому: должны быть все, причем до последней минуты. Зачем ехать в аэропорт полной машиной ради встречи или проводов одного человека? Это пережиток, дикость, и это главный виновник того, что произошло в "Домодедово".

В черную дыру

"РГ"В одной из своих работ вы написали, что к человечеству незаметно подкралась еще одна беда, которая, цитирую, "грозит снести его с лица земли в течение всего нескольких поколений". Суть беды - лавинообразный переход людей от сельского образа жизни к городскому, в результате чего стали массово разваливаться семьи.

Бестужев-Лада: Все так! Человечество, как бы оно ни кичилось своим "разумом", - на деле всего лишь одна из популяций земной фауны, а смысл существования каждой популяции - всего лишь в воспроизводстве поколений. Нет воспроизводства - нет и популяции. По оценкам некоторых компетентных специалистов, весь этот гибельный процесс может уложиться в рамки XXI века, может быть, даже ближайших десятилетий обозримого будущего, после чего мир останется либо без человечества вообще, либо в состоянии, когда начинается возрождение чего-то нового, мутантного, на развалинах рухнувшей цивилизации.

"РГ": А виной тому город?

Бестужев-Лада: Безусловно. Город по сути - "черная дыра" для человечества. Мы не знали, что люди, которые переезжают в город, теряют потребность в семье и детях. Начинается развал семьи. Дело в том, что раньше так, как мы живем сейчас, жили меньше одного процента людей. Потом нас потянуло в город - началось все с лимитчиков, и вот дошли мы до жизни такой. Молодежь от 18 до 25 лет - основа семьи, не рожает вообще. И вообще идет череда поколений однодетной семьи.

"РГ": И уже ничего не поправить?

Бестужев-Лада: Теоретически - возможно. Практически - очень сомнительно. Решение проблемы мне видится не в почестях или деньгах, а в социальном статусе матери или отца семейства. С почестями уже пробовали: помните, материнские ордена? И осрамились. Потому что сегодня родительская брежневщина на груди свидетельствует только о том, что ты - не народная артистка или доктор наук, а несушка-пеструшка. Чем сегодня не гордятся, а стыдятся. С деньгами тоже пробовали (и не мы одни - причем с деньгами большими, по нашим меркам) и тоже осрамились, потому что никаких денег эти куры не клюют, ибо знают, что муж завтра же бросит домохозяйку с первой секретаршей, оставив ее с детьми на руках. Остается статус.

"РГ": В каком виде? Вот у меня двое детей, и, если откровенно, вряд ли что-то сподвигнет нас с мужем завести третьего ребенка.

Бестужев-Лада: Да вы только представьте себе: шесть месяцев дородового декретного отпуска с пособием на уровне депутатско-чиновничьего жалованья (с правом легкой работы без ущерба для здоровья будущего ребенка), еще три года послеродового отпуска на тех же условиях, еще десять лет половинной рабочей недели, с использованием второй половины для помощи воспитателю-педагогу, чтобы сузить гибельный "разрыв поколений". К этому - благоустроенный коттедж с приличным участком, детское питание, одежда, игрушки и книжки по символическим ценам (халява развращает). После чего открывается выбор: либо идти таскать шпалы, как все обычные люди, либо повторить цикл, пока не выйдешь на генеральскую пенсию, как полковник - в 45 лет, чтобы присматривать за внуками.

"РГ": Это фантастика! Ни у одного государства на такое не хватит денег.

Бестужев-Лада: А на всех и не надо. У нас осталось всего 5% полностью здоровых родителей, способных дать обществу полностью здоровых детей. Вот давайте с них и начнем. Откроем специальные учебные заведения для будущих профессиональных родителей, куда будем принимать по конкурсу состояния здоровья, как в летные или хореографические училища. А если эксперимент удастся - можем расширить контингент поступающих до тех 20- 30% "практически здоровых". Нам не хватает самой малости: изжить привычную тысячелетнюю формулу "Ты родила - ты и мучайся". Пора заменять ее новой: "Ты родила - спасибо тебе за продление рода человеческого и всякая тебе за это помощь".

Не давай мне телеграмм

"РГ":  Игорь Васильевич, вы - футуролог, исследователь будущего. А нам вообще зачем его знать? Лично я стараюсь избегать гадалок, астрологов и хиромантов. Кстати, вам самому хоть раз гадали?

Бестужев-Лада: Гадали и по-всякому. Сбылось на сто процентов - например, нагадали, что я проживу до 82 лет. Именно в этом возрасте я получил тяжелую травму, и практически выбыл из активной жизни. Зачем знать будущее? По двум причинам: первая - любопытство. Это в человеке встроено: он всегда думает о будущем, ему от этого не уйти. И второе - будущее знать полезно. Я по образованию - военный историк, и еще в 1956 году мне пришло в голову: если люди исследуют прошлое, почему нельзя изучать будущее? И пусть это будет называться футурологией. Примерно в то же время подобная мысль пришла в голову еще 5-6 ученым на Западе.

 "РГ": И каковы ваши сценарии развития человечества?

Бестужев-Лада: В своих работах я выделяю три будущих: "будущее прошлое", "будущее настоящее" и "будущее будущее". "Будущее прошлое": никуда не исчезнут те безобразия, которые мы сегодня наблюдаем. Никуда не денутся подлецы, воры, убийцы, негодяи. Это было, есть и будет всегда. Правда, в других условиях.

"Будущее настоящее": оно сейчас, и завтра не кончится. Десятки лет нам еще обеспечены.

И, наконец,  "будущее будущее". Нам, футурологам, оно хорошо известно - не хуже, чем прошлое. Уже через несколько лет - от 5-10 лет до 20-30 - произойдет переход человека в качественно новое состояние. Многие, может быть, не замечают, а на самом деле это уже начинает происходить. Опять же адресую вас к роману "Аэропорт": люди пятьдесят лет назад жили в таких же домах, что и мы сейчас, ели ту же самую пищу, что и мы, и были лишь три вещи из нашей жизни, которых они не знали: террористы, компьютеры и мобильный телефон. Получается, мы даже не заметили, как перешли в иное состояние, но оно тоже переходное.

"РГ": И футурологи тут же бросились изучать, к чему приведет развитие компьютеров, интернета, мобильника. Что получилось?

Бестужев-Лада: Получилось целых четыре поколения компьютеров будущего: мы более-менее догадываемся, какими они могут быть. Но через четыре поколения заканчивается человек, и начинается совсем иная жизнь - появляются киборги.

"РГ": Я встречала в ваших работах описание компьютера нового поколения: "с системным блоком в кармане наподобие телефона-мобильника, с монитором в виде надвигающегося на глаза шлема и с наручной клавиатурой. Это новшество как бы уравнивает реальный и виртуальный миры". Все так?

 Бестужев-Лада: Нет, шлема еще нет - никак не могут создать.

 "РГ": Люди мечтают о вечной молодости, а вы предрекаете век киборгов - бесчувственных, бесстрастных полулюдей- полумашин? Не хочется!

Бестужев-Лада: Да, этот человек будет уже существенно отличаться от нас, он будет презирать нас за ревность, за измены, за разврат, за наркотики. Он будет презирать нас, как мы презираем каких-нибудь обезьян. Но вернемся к трем сценариям будущего. Очень большое количество людей еще долго останутся похожими на нас, но изменения в нас происходят уже сейчас, причем в очень смешных формах. Вы заметили, что мы теперь очень редко пишем письма, не даем телеграммы. Зачем, если можно позвонить по мобильнику?

Чиновник - главный враг прогнозов

 "РГ": Вы как-то обмолвились, что хотели бы быть философом истории, который напрямую выходил бы на Администрацию президента. И что бы вы им посоветовали?

Бестужев-Лада: Два года назад я триумфально завершил свою карьеру: полумиллионной премией, государственным орденом. Но потом были у меня две операции, три больницы. Вернувшись в ноябре домой, я позвонил в Администрацию президента и надавал им массу советов - начиная с очень серьезных и кончая пустяковыми.

 "РГ": И что это были за советы, если не секрет?

 Бестужев-Лада: Как раз в ноябре исполнилось 100 лет со дня смерти Толстого. А у него, как вы знаете, были неприятности с церковью, и могила у Толстого нехристианская. Я сказал: надо бы церкви снять проклятие с Толстого, который, бесспорно, сильно нахулиганил в конце своей жизни. Но все же надо поставить рядом с его могилой крест и написать от лица Патриарха Кирилла: "Церковь прощает". Это был бы шаг, который все оценили. Референт старательно все записал.

 "РГ": А ведь действительно на эту тему развернулась широкая дискуссия, в том числе и в нашей в газете. Хотя, по всей видимости, чиновники, вас, футурологов, не очень -то жалуют.

Бестужев-Лада: К сожалению, прогнозисты нигде в мире так и не сумели найти общего языка с управленцами. Начальство будущего не приемлет! Тем более, когда речь идет не о предсказаниях, а о технологическом прогнозировании. Стоит нам озвучить проблему, как чиновники тут же встают в штыки: они боятся прогнозов, ведь им тогда придется шевелиться, что-то предпринимать. Хотя на Западе и в США к прогнозам в целом относятся очень серьезно: в корпорациях существуют целые отделы технического прогнозирования, а при правительствах - специальные экспертные группы, изучающие будущее. Но чиновничьих страх везде, даже в Америке, очень нам, футурологам, мешает. Там, к слову, зарегистрировано целое общество прогнозистов- 50 тысяч человек, но на самом деле 99% из них - пенсионеры.

 В космос полетят киборги

 "РГ": В одной из своих работ вы обмолвились, что человеку нечего делать в космосе. Как это понимать?

Бестужев-Лада: Вспомните историю: мы пошли в космос из-за гонки вооружений. Выигрыш в космосе означал выигрыш в третьей - холодной - мировой войне между СССР и Америкой. Америка эту войну выиграла. Сейчас, вы видите, интерес к космосу заметно ослаб. Безусловно, нам не избежать освоения Луны, Венеры, Марса, спутников больших планет, но для этого не нужны люди. Человек может жить лишь на 10% поверхности Земли. Как только он переходит на иную территорию, у него начинается серьезная деформация организма, как минимум зоб, как максимум - ломкость костей.

"РГ": То есть космический туризм - это путь тупиковый?

Бестужев-Лада: Это не только не нужно человеку, но преступно и вредно. Это загрязняет нашу планету. Нужно ли нам освоение космоса? Нужно, но не людьми. Скорее всего, этим займутся киборги - раса людей, у которой, наряду с легкими, вместо аппендикса будут встроены жабры. Таким образом, они смогут жить и на суше, и под водой.

"РГ": И когда они появятся?

Бестужев-Лада: Думаю, через несколько десятилетий.

"РГ": Искусственно?

Бестужев-Лада: Да, мы сами их сделаем. Тем более, что мы хорошо знаем, какими будут четыре ближайших поколения компьютера.

"РГ": И в чем их кардинальные отличия от нынешних?

Бестужев-Лада: Первое изменение наступит, как только мы изобретем экран. Это будет либо шлем, либо наручный планшет. Пока не получается, но это дело 5 -10 ближайших лет.

Второй этап. Как только мы добьемся изобретения экрана, у каждого из нас появится приставка с датчиками, которые будут ежесекундно отслеживать состояние нашего здоровья с указанием реальной даты смерти. Такая вот поликлиника на дому.

Третий этап - видоизменения, связанные с физиологией и психологией человека. Появится компьютерная программа, которая уже с детства, а, может, еще до рождения ребенка запрограммирует его холериком или сангвиником, брюнетом с голубыми глазами иди блондином с ростом метр восемьдесят. Четвертое: человек перестает быть человеком, переходит в другую категорию. На этом этапе человек сам себе становится враг.

Итак, через 5-10 лет мы получим персональный компьютер, через 10-15 лет этот компьютер начнет управлять нашим здоровьем. Через 15-20 лет мы начнем программировать свою физиологию и психологию. И наконец этот самый компьютер совершит большую подлянку по отношению к нам, и мы не сможем этому противостоять. Дело в том, что сейчас человеком управляют два органа: разум и сердце. А машины заставят нас отказаться от чувств.

"РГ": А так хочется, чтобы мир спасла любовь! Кстати, а как обстоят дела с другими - природными стихиями? В будущем человек сможет их обуздать или по-прежнему будет чувствовать себя пигмеем в схватке с ледяным дождем или цунами?

Бестужев-Лада: Думаю, человек природу обуздает. Это вопрос 20-30 ближайших лет.

К СЛОВУ 

О будущем интернета: 

Из статьи И.В. Бестужева - Лады "Наука и искусство прогнозирования":

"Кстати, становящийся привычным Интернет не вечно будет гигантской свалкой разного информационного "хлама". В современных условиях это становится просто опасным для жизни миллионов людей - настолько велика возможность злоупотребления гигантским потенциалом "всемирной паутины" для разного рода криминальных структур, включая международных террористов. Следовательно, надо ожидать в самом близком будущем неизбежного перехода такого рода систем от существующего "информационного хаоса" к организованному "информационному космосу". Но и это - не предел совершенства. Ведь с помощью информационных полей типа Интернета можно будет эффективно противостоять разного рода стихийным бедствиям, заставив эти поля работать в эвристическом режиме по критерию "благо для человечества". Так шаг за шагом можно подойти к осуществлению заветной мечты Циолковского о "лучистом человечестве" как упорядоченной совокупности информационных полей. И не в далеком будущем, а в ближайшие десятилетия".

Наука Природа