В четверг на открытии 61-го Берлинского международного кинофестиваля состоится мировая премьера вестерна братьев Итана и Джоэла Коэнов "Железная хватка". Одновременно фильм выходит на экраны России.
Эти кинорежиссеры уже многие годы трудятся над разрушением легенд.
Когда город Фарго в богом забытом штате Северная Дакота вошел в десятку лучших мест для проживания, они сделали его площадкой кровавой драмы, не отказав себе в удовольствии саркастически подмигнуть: главный злодей там пропускает партнера через мясорубку.
Когда после десятилетий торжества яппи в Америке вдруг поднялась ностальгическая волна по временам вольных душ, появился "Большой Лебовски", где внезапный ветер заставляет торжественно развевающих прах усопшего протирать глаза, отплевываться и использовать ненормативную лексику в адрес Иисуса. Их самый "орденоносный" фильм "Старикам тут не место" - язвительный, саркастический парафраз на темы добрых старых триллеров, где в финале усталый шериф склоняется над трупом преступника.
И вот настала пора покойного любимца публики - вестерна. Причем для Коэнов просто вестерна было бы мало - они посягнули на икону. В 1969 году режиссер Генри Хэтэуэй снял фильм "Железная хватка", где главную роль сыграл герой N1 американского кино Джон Уэйн. Сюжет фильма трогателен. Четырнадцатилетняя девочка нанимает вечно пьяного судебного пристава, чтобы тот поймал убийцу ее отца. Вместе они отправляются на поиски, преодолевают препятствия, убивают негодяя, потом девочка, как Алиса из сказки, проваливается в яму, где ее кусает ядовитая змея. Загнав коня, пристав доносит ее до ближайшего жилья на руках. Америка восхищалась и рыдала. Уэйн получил своего единственного "Оскара", а True Grit стало расхожим выражением в мире бизнеса.
И вот спустя сорок лет братья решили, что - пора. Что уже - можно. И сделали новую "Железную хватку", пригласив на главную "уэйновскую" роль своего знаменитого "чувака" из "Большого Лебовски" Джеффа Бриджеса - тоже изрядно уже забронзовевшего оскароносца прошлого года.
Я встретилась с режиссерами-сценаристами-продюсерами Джоэлом и Итаном Коэнами в пышной нью-йоркской гостинице "Ритц-Карлтон", величием и позолотой больше подходящей старой, а не новой "хватке".
Российская газета: Это ничего, если я в интервью случайно отдам некоторые реплики Итана Джоэлу и наоборот? У вас голоса очень похожи, и при расшифровке могу ошибиться.
Джоэл: Да ради бога! Вы же знаете, что нас обзывают двухголовым режиссером. Какая разница, какая голова что сказала!
РГ: Тогда ладно. Как вас угораздило замахнуться на икону отечественного кино?
Итан (очень быстро): Это все он (показывает на брата). Он толкнул меня на эту дорожку.
Джоэл: Тут дело такое: я гораздо больше люблю читать книги, чем смотреть кино. Книга Чарльза Портиса, по которой было снято кино, понравилась мне именно как факт литературы, которому крупно не повезло: после выхода фильма роман был занесен в разряд коммерческого чтива, каковым ни в коем случае не является. Поверьте мне - это настоящая литература, с плотными характерами, с сильным сюжетом, с обоснованной психологией поступков. Я и стал соблазнять Итана - как раз мы делали "Стариков", и темы в голове как-то перехлестнулись.
РГ: Ну да, в "Стариках" в некоторых сценах в пустыне ощущалось такое, знаете ли, легкое дыхание вестерна.
Итан: Я бы не стал особенно упирать на то, что мы сделали вестерн. Да, как вы сказали, "дыхание вестерна", конечно, здесь присутствует, причем в гораздо большей степени, чем в "Стариках", но все-таки "Железная хватка" - не совсем вестерн. Или даже - совсем не вестерн. Если вчитаться в книгу, то там очень сильны элементы абсурдизма и сарказма. Ведь это же только вдуматься: в конце XIX века американские женщины играли исключительно роли "по хозяйству", а тут четырнадцатилетняя девчонка и бойцов нанимает, и возглавляет их, и людей убивает, и на лошадях гарцует. В старом фильме эти парадоксы тихо скрылись за героизмом, ну а мы теперь их вытащили наружу.
РГ: Сказалось ли на фильме то, что на главную роль вы пригласили Джеффа Бриджеса? Он, конечно, - ваш актер, замечательный актер, но у него за годы работы в Голливуде выработался особый типаж: лучше всего ему удаются роли неудачников. Смешных, замечательных, иногда даже удачливых неудачников, как это было с ролью Беда Блэйка в "Сумасшедшем сердце". Но позвать его на роль этакого ковбоя...
Джоэл: Так он и не играет ковбоя! Джефф, вы знаете, - актер не просто штучный, он - уникален. Какую бы роль он ни сыграл - это будет роль, отмеченная печатью его личности. И здесь он соединился с актрисой, которая тоже была очень хороша в создании роли. Ей, этой актрисе, правда, всего четырнадцать лет, и это ее первая работа в кино, но тут тот самый случай, когда смотришь на ребенка и видишь его блестящее будущее. Я не очень, честно говоря, верю в подарки судьбы, но появление этой девочки Хэйли Стейнфелд в нашем фильме считаю именно подарком. Ее естественность и врожденные актерские способности позволили им с Джеффом создать уникальный ансамбль, где Задира Когбурн в исполнении Бриджеса - мальчишка, а Мэтти Росс, которую играет Хэйли, - взрослый состоявшийся человек. Конечно, это придало картине еще один милый поворотик. Не могу не сказать и о двух других актерах. Мэтт Деймон замечательно сыграл техасского рейнджера Лабефа, а Джош Бройлин и вообще в последние годы как-то незаметно вырос в крупного масштаба актера - у нас он сыграл роль главного негодяя.
РГ: Вы не боитесь, что разгневанные поклонники Джона Уэйна погонятся за вами с криками: "На кого руку подняли!" Ну, действительно, Уэйн уже не актер, а некое общественное явление. А тут появляются два братца и заявляют, что на самом-то деле все было не так, и сыграно было не то.
Джоэл: Во-первых, я должен признаться, что лично я к артисту Джону Уэйну отношусь хорошо. Правда, с двумя оговорками. Первая: относиться хорошо я к нему стал уже в довольно взрослом состоянии. До этого состояния я от его героев, от их статуарности и великой правильности - отмахивался.
Потом понял их относительную, правда, ценность. И второе: по-моему, по-нашему, поправлюсь, глубокому убеждению, роль Задиры - далеко не лучшая среди уэйновских работ. Есть у него роли и объемнее, и достовернее, а то, что он именно за эту роль получил "Оскара", так сам же на церемонии, как известно, этому и удивился.
Итан: И еще одно: профессия актера трагична, актеров забывают. Поколение наших родителей восхищалось Уэйном, мы еще знаем Уэйна, а нынешние молодые в большинстве понятия не имеют, кто это такой. Ушел он из их мира. Так что те, кто хотел бы бежать за нами с гневными криками, уже не могут, а кто мог бы побежать - не побегут.