Министерство обороны США обнародовало новый вариант национальной военной стратегии - впервые после 2004 года.
Вообще-то, по закону стратегия должна обновляться каждые два года. Но то ли руки не доходили, то ли существенные поправки не напрашивались. Теперь, наконец, военное ведомство решило привести свои установки в соответствие с изменившейся ситуацией и с требованиями внешней политики США. И, кстати, привело их в соответствие с национальной доктриной безопасности, принятой в прошлом году.
Как говорит адмирал Майк Маллен, председатель Объединенного комитета начальников штабов, новая стратегия делает упор на то, что "военная мощь наиболее эффективна только в сочетании с другими элементами государственной власти", имея в виду дипломатию, спецслужбы, неправительственные организации и прочее.
Правительство США и его военное ведомство поняли, что главной угрозой безопасности страны остается терроризм, и что он разрастается далеко за пределами Афганистана, Ирака и Пакистана.
В варианте стратегии от 2004 года говорилось по преимуществу о том, что США должны обеспечивать свою безопасность и отвращать все угрозы, в том числе террористические, полагаясь на собственные силы. Теперь такой самонадеянности больше нет. На первый план выступает сотрудничество с "ответственными государствами" и региональными организациями - например, с Африканским Союзом и с АСЕАН (Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии). Главным из альянсов, конечно же, остается НАТО.
"Члены НАТО действуют как стабилизирующая сила на периметре своих границ - от Ближнего Востока и Северной Африки до Балкан и Кавказа. Турция может сыграть чрезвычайно важную роль в этом регионе. Мы будем активно поддерживать военные отношения между членами альянса и европейскими странами, не входящими в НАТО", - сказано в документе.
Особое место в стратегии уделено России и Китаю. США будут укреплять диалог и военное сотрудничество с Россией, основываясь на успешных усилиях по сокращению стратегических вооружений. Главными направлениями названы борьба против терроризма и распространения ядерного оружия и материалов, взаимодействие в том, что касается космоса и систем противоракетной обороны.
С Китаем у США нет никаких взаимообязывающих договоров в военной сфере, и поэтому новая стратегия нацеливает сразу и на сотрудничество, и на противостояние. Надо "углублять военные отношения с Китаем, расширять сферы взаимного интереса, развивать взаимопонимание, предотвращать неправильные оценки". Это с одной стороны. А с другой - США намерены "внимательно следить за развитием вооруженных сил Китая и тем, как это будет сказываться на военном балансе в Тайваньском проливе. У нас сохраняется тревога по поводу масштабов и стратегических целей проводимой Китаем модернизации своих вооруженных сил, действий Китая в космосе, киберпространстве, а также в Желтом море, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях".