10.02.2011 00:00
Культура

В Берлине открывается международный кинофестиваль

В Берлине открывается международный кинофестиваль
Текст:  Валерий Кичин
Читать на сайте RG.RU

Сегодня в Берлине вестерном братьев Коэнов "Железная хватка" открывается 61-й Международный кинофестиваль. Российское кино представлено антиутопией Александра Зельдовича "Мишень" в программе "Панорама" и драмой Александра Миндадзе "В субботу" в главном конкурсе.

В биографии этого киносмотра политики больше, чем кино. Родившийся в 1951 году, фестиваль назывался Западноберлинским и главной задачей считал наведение мостов между ощетиненными лагерями послевоенной Европы. Советские бонзы долго делали вид, что фестиваля не существует, и сломались только в 1974-м, направив в разведку фильм "С тобой и без тебя" Родиона Нахапетова. Картина призов не взяла, но брешь в стене пробила: в 1975-м в Берлин поехали "Сто дней после детства" Сергея Соловьева, который и подстрелил нашего первого берлинского "Медведя", взяв "серебро" за режиссуру. Вслед за "старшим братом" на фестиваль потянулись киношники "соцлагеря". И это стало важным шагом в деле собирания распавшейся Европы.

Подчеркнутое внимание к советскому кино в те годы было одним из приоритетов Берлинале: наши кинематографисты стали постоянными участниками конкурсов, входили в жюри и становились лауреатами - среди призеров Лариса Шепитько, Кира Муратова, Глеб Панфилов, Вадим Абдрашитов, Георгий Шенгелая, Виктор Аристов, Инна Чурикова, Евгения Глушенко, Анатолий Солоницын... Перестройка в СССР стала эпохой эйфории, к трем официальным языкам фестиваля добавился четвертый - русский. Когда наша демократия увязла, русские переводчики получили отставку.

А затем и особое внимание к кино "новой России" перестало входить в число задач фестиваля. Он переключился на фильмы Ближнего Востока, Азии и Африки, сегодня его волнуют процессы миграции народов и наций, и даже немецкое кино в его конкурсе все чаще представляют работы выходцев из арабского мира. Вот и теперь одним из событий киномарафона станет фильм Ясемин Самдерели "Добро пожаловать в Германию" - о драматических процессах натурализации в стране с чужим укладом. В знак протеста против ущемления свободы художника находящийся в заключении иранский режиссер Джафар Панахи демонстративно включен в состав жюри, пройдет ретроспектива его фильмов. Политический характер носят объявленная на 14 февраля премьера документальной ленты Кирилла Туши "Ходорковский" и таинственная история с похищением из офиса берлинской кинокомпании Lala Films компьютеров, где хранились исходные материалы фильма.

Политический расчет не раз был замечен и в раскладе призов. Жюри считало долгом поддержать то узников Гуантанамо, пригласив на сцену для вручения наград дюжих бородачей бандитского вида, то культурные достижения народов Африки, присудив "Золотого медведя" киноопере "Кармен", спетой на языке ксози. Парадоксальность вердиктов здешних рефери вошла в легенды. Конкурсы - рулетка, их итоги непредсказуемы - к таким выводам пришли все, кому выпадала честь участвовать в гонках за "Медведями". Все постфестивальные толки о победителях и проигравших не имеют смысла: в жюри мало думают о достоинствах фильмов, там прикидывают наиболее "крутое" решение - чтобы журналистам было над чем ломать головы. И в победителях не всегда лучшие.

Зато сам факт попадания в программы Берлинале - уже серьезный успех. Отборщики просеивают киноурожай года, отсматривают сотни лент из десятков стран мира. Так что праздник победы начинается не в момент присуждения призов, а с первого открытия занавеса. На нашей улице, однако, этот праздник впервые в XXI веке завершился фанфарами только в 2010 году, когда "заговор молчания" вокруг российского кино нарушил фильм "Как я провел этим летом" - операторский приз получил Павел Костомаров, актерский поделили Григорий Добрыгин и Сергей Пускепалис.

Не располагая красотами Канна и Венеции, Берлин берет реванш массовостью. Фильмы идут не только в десятках залов фестивального центра на Марлен-Дитрих-платц, но и по всей столице. Очереди за билетами занимают с ночи, спят на газетках в кассовом зале комплекса "Атриум", все продано на любой фильм, хоть из Голливуда, хоть из Тегерана. Особый интерес к немецкому кино - "болеют" за своих, нам бы так!

Председатель - актриса и режиссер Изабелла Росселлини. Если учесть, что кресло Панахи будет пустовать, то в жюри, скорее всего, будет доминировать феминизм. О побочных соображениях говорит и наличие в нем дамского угодника Аамира Кхана, который зачастил в Берлин, заставляя женское население скупать журналы с его портретами на обложке.

Оба наших фильма объявлены на 14 февраля. Оба - концептуальны, оба предлагают срез сознания сегодняшнего российского общества, но каждый на своем материале: "В субботу" переносит зрителя на четверть века назад к чернобыльской катастрофе, "Мишень" - в гламурный 2020 год. И судьба их во многом зависит от того, сообразят ли члены жюри, что речь менее всего идет о прошлом и будущем.

В главном конкурсе с нашей картиной "В субботу" в гонку за "Медведями" вступят еще 15 фильмов. Среди них "Таинственный мир" Родриго Морено (Аргентина), "Туринский конь" Белы Тарра (Венгрия), "Приз" Паулы Маркович (Мексика - Франция - Польша), "Прощение крови" Джошуа Марстона (США), "Если не мы, то кто?" Андреса Вайеля (Германия) и даже анимационная 3D-лента француза Мишеля Оселота "Сказки ночи".

Мировое кино