10.02.2011 00:45
Экономика

"РГ" выяснила, в какую сумму обошлись зимние циклоны муниципалитетам Дальнего Востока

В какую сумму обошлись зимние циклоны муниципалитетам Дальнего Востока
Текст:  Татьяна Александрова Анна Бондаренко Ирина Степура
Российская газета - Экономика Дальнего Востока: №0 (5403)
Читать на сайте RG.RU

Зимний сезон 2010-2011 годов в ряде дальневосточных территорий выдался необычайно снежным. Осадков выпало в несколько раз больше нормы. Во что обошлись циклоны муниципальным бюджетам, разбирались корреспонденты "РГ".

Занесло... шлаком

В декабре в Благовещенске выпало четыре месячных нормы осадков. Мэрии пришлось искать дополнительные средства для уборки города. Несмотря на то, что администрация Благовещенска мобилизовала все имеющиеся силы в лице 65 рабочих, а также 45 единиц имеющейся снегоуборочной техники, справиться с проблемой полностью так и не удалось, город утонул в сугробах. Пришлось просить помощь и дополнительную технику у правительства области и предприятий, которые выделили дополнительно более 50 единиц спецтехники. На дороги высыпали четыре тысячи тонн щебня, речного отсева, шлака с котельных и ТЭЦ, что очень обеспокоило и экологов, и горожан. Губернатор Олег Кожемяко провел рабочую встречу, на которой глава администрации Благовещенска Николай Неведомский отчитался о состоянии городских улиц. Выяснилось, что никто заранее не побеспокоился о запасах противогололедного материала и дополнительной уборочной техники.

Списывать все на погоду неправильно, надо более тщательно заниматься вопросами подготовки всех городских ресурсов к зимнему периоду, считает градоначальник. Высказал глава администрации недовольство и в адрес ГИБДД и МЧС, сочтя, что они остались в стороне от проблем. Несут долю вины и руководители предприятий, которые были обязаны очищать снег с тротуаров в зоне своей ответственности, но не делали этого. Городские власти совместно с правоохранительными органами провели 12 рейдов и проверок по Благовещенску. В результате возбудили и рассмотрели около 200 административных дел. Сумма штрафов - 120 тысяч рублей. Теперь ежегодно на каждое предприятие будут составлять паспорт готовности к зиме.

Выводы уже сделали. В январе 2011 года парк снегоуборочной техники Благовещенска пополнился: администрация города приобрела дополнительно четыре снегоуборочных машины и один погрузчик. Кроме того, рассматривается вопрос о привлечении кредитных средств на покупку мощных грейдеров и другой универсальной техники. В бюджете на 2011 год на благоустройство города, в том числе на очистку его от снега и приобретение необходимой техники, заложена сумма в 370 миллионов рублей. Это почти на сто миллионов больше, чем в предыдущем году.

ГЛОНАСС на тракторе

Перед началом зимы владивостокские власти уверяли: к капризам погоды они готовы. Но проблема оказалась в деньгах. Выступая перед депутатами города после очередного удара стихии, мэр Игорь Пушкарев дал расклад: чтобы организовать уборку территории на необходимом уровне, требуются ежегодные ассигнования в размере 1,2 миллиарда рублей. Таких денег в бюджете нет.

Тем не менее в 2010 году впервые за много лет парк специализированной коммунальной техники пополнился на 100 единиц. Среди них - комбинированные дорожные машины со сменным оборудованием на базе "КамАЗа", лаповые, фронтальные и роторные снегопогрузчики, грейдеры, снегоплавильные установки, оборудование для приготовления противогололедных материалов.

На эти цели в прошлом году из федерального, краевого и местного бюджетов выделили 400 миллионов рублей.

Сейчас, с учетом приобретенной в 2011 году техники, парк коммунальных машин составляет 200 единиц. Три года назад он был почти в семь раз меньше. Ситуация кардинально изменилась, но, чтобы закрыть все "дыры", городу нужно как минимум 250 снегоуборочных машин. В текущем году закупка специализированной коммунальной техники обязательно продолжится. 26 единиц на сумму 100 миллионов рублей - это машины для летнего и зимнего содержания. Особое внимание администрация уделяет оснащению техники системой ГЛОНАСС. В настоящее время 90 единиц спецтехники уже подключены к этой сети. Вскоре датчики появятся еще на 127 машинах.

- Такой подход не только дает экономический эффект - к примеру, заметное снижение расходов на топливо, но и позволяет избежать инцидентов, подобных тем, которые были в конце 2009 - начале 2010 годов. Тогда нам сообщали, что трактора и "щетки" сходят с заданных маршрутов и отправляются чистить стоянки и дорожки у коттеджей, - замечают в городской администрации.

До конца зимы должно хватить и реагентов. С начала зимы в город завезено 7,4 тысячи тонн соли и 14 тысяч кубометров песка, заготовлено более 17 тысяч кубометров песчано-солевой смеси. Израсходовали - 12 тысяч. В настоящее время на пескобазах имеется почти 4,5 тысячи тонн соли и пять тысяч кубометров смеси.

Проблема - кто будет эту самую смесь разбрасывать: в профильном МУП трудятся всего 500 дорожных рабочих. А нужно три тысячи. В настоящее время готовят новый договор с подрядной организацией на предоставление услуг по ручной уборке территории города. Планируют увеличить число дорожных рабочих до тысячи.

Бизнес на сосульках

В Хабаровске появились десятки частных объявлений с предложением убрать снег и сбить сосульки. Ценник задорный: заказ "КамАЗа" обойдется в три тысячи рублей, японского грузовика - 1200. Уборка крыши стоит 30 рублей за квадратный метр, избавиться от сосулек можно по цене 50 рублей за погонный метр карниза.

Бизнес на сугробах и сосульках - явление новое. После бесснежных зим город едва выдержал пятимесячную норму осадков. Невзирая на впервые объявленный зимний субботник, с сугробами не удалось справиться и в январе наступившего года. Незапланированные циклоны уже опустошили муниципальный кошелек на приличную сумму.

- Потратили вдвое больше, чем обычно, - говорит главный бухгалтер муниципального предприятия "Южное" Валентина Купреева. - Обычно на эти цели тратим 13 миллионов, сейчас уже вложено 27. Каждую ночь вывозим четыре-семь тысяч кубометров снега, работы ведутся исключительно ночью, дорожным рабочим идет ночная оплата.

С последствиями снегопадов в Южном округе Хабаровска ежедневно борются 29 грузовиков и бульдозер. Работают одиннадцать дорожных комплексов, состоящих из автопогрузчиков и самосвалов, Задействованы как "КамАЗы", так и более крупные грузовики - "Volvo", "Scania". Они более эффективны и экономичны, так как берут снега на борт в 2-2,5 раза больше чем "КамАЗы". Каждый самосвал совершает минимум 10-12 ходок за ночную смену.

В январе коммунальным службам в связи с чрезвычайной снежной ситуацией пришлось приобрести на городские средства два новых мощных грейдера "Катерпиллер" (каждый обошелся в 10 миллионов). Машина без труда срезает 30-40-сантиметровый снежный накат с дорожного покрытия. Кроме грейдеров купили импортный автопогрузчик, что обошлось в 27 миллионов рублей. Техника и топливо для нее - самая дорогая составляющая зимних затрат коммунальщиков.

Чтобы содержать зимние дороги Хабаровска в относительном порядке, пришлось на них высыпать годовой запас соли и песка. Сотрудники МУПа внепланово уехали на Урал за солью. Никто не рассчитывал, что придется превысить лимит песка - обычно хватало полутора миллионов рублей на эти цели. Город срочно приобретает у разных поставщиков песок, чтобы готовить "тормозной коктейль" - песчано-солевую смесь. Неудивительно, что обострилась в городе и проблема нехватки дворников.

- Ставка дворника - семь тысяч рублей. Трудятся отнюдь не чемпионы, а пенсионеры. Норму выполнить им непросто, - говорит главный инженер одной из муниципальных жилищных контор Ольга Костырева. - Снег удалось лишь отодвинуть от подъездов.

Дворникам пришлось платить за работу в праздничные дни. Таким образом, уже сейчас "зимний тариф" превышен втрое. И это не предел: сильный снегопад ожидают в Хабаровске и в марте.

Впрочем, аргумент зимнего перерасхода не действует на краевую прокуратуру, проверки которой показали, что "городские службы не в полном объеме подготовлены к своевременному проведению снегоуборочных работ". По мнению прокуроров, причинами тому послужили не только аномальное количество осадков, выпавших на территории края в конце 2010 года, но и отсутствие должного контроля за техническим состоянием снегоуборочной техники, недостаток противогололедных реагентов и ряд других причин, которые нельзя признать уважительными.

Несколько исков от автовладельцев, чьи машины испытали на себе состояние дорог, уже находятся в судах. Количество автопроисшествий из-за гололеда возросло в несколько раз - констатируют в краевой ГИБДД. На днях страховщики поставили рекорд: выплатили владельцу "Тойоты", пострадавшей на зимней дороге, за капитальный ремонт 220 тысяч рублей.

Экономика Благовещенск Владивосток Хабаровск Дальний Восток